Землями запаса распоряжается

Характеристика земель запаса

Приступая к изучению вопроса, обсудим статус и предназначение таких территорий. В первую очередь нужно выяснить, что такое земли запаса.

В соответствии со ст. 103 ЗК РФ, к последней категории относятся территории, принадлежащие государственным или муниципальным органам власти, кроме земель для сельскохозяйственных целей. То есть это все земли, которые не относятся ни к одному из предыдущих видов и не могут использоваться.

Стоит также упомянуть, что значит неиспользуемые земли. Такой статус определенные участки получают из-за того, что у земель запаса отсутствует целевое назначение. А, согласно законодательству, использовать любую территорию можно лишь в соответствии с ее целевым назначением.

Земли запаса предоставляются на правах пользования для осуществления некоторых видов деятельности: например, на них можно проводить геодезические, кадастровые и другие работы по исследованию местности (ч.2 ст.103 ЗК РФ). Однако поскольку эксплуатация будет сопровождаться значительным влиянием на участок, законодательно предусмотрена необходимость перевода территории в иную категорию.

Незаконное или нецелевое использование

Только соблюдение всех требований, выдвигаемых законодательством дает право эксплуатировать земля запаса. Как правило, данным земельным наделам присвоена специальная категория угодий, для которых изначально не было определено никакого точного назначения.

Так как земли запаса относятся к отдельной особой категории земель, при их эксплуатации следует соблюдать строгие принципы, которые могут запрещать либо же, наоборот, разрешать использовать те или иные ресурсы.

Землями запаса распоряжается

За незаконное использование любых территорий, в том числе относящихся к категории запаса, в законодательстве предусмотрено несколько видов ответственности.

  1. Финансовая. Нарушитель возмещает весь материальный ущерб, причиненный его действиями.
  2. Административная – за самовольное занятие земли предусмотрен штраф (ст. 7.1 Кодекса об административных правонарушениях).
  3. В соответствии с положениями ст. 76 Земельного кодекса РФ, самовольно занятые участки подлежат возврату собственникам без возмещения затрат за время незаконного пользования.
  4. Согласно ст. 254 Уголовного кодекса РФ, предусмотрена ответственность за интоксикацию или засорение грунтовых почв.

В ЗК РФ к незаконной эксплуатации относят следующие действия:

  • строительство на неразрешенной местности;
  • неразрешенное выращивание сельскохозяйственных растений;
  • незаконная добыча и пользование недрами;
  • повреждение водных объектов.

При установлении фактов незаконной эксплуатации муниципальных владений нарушители привлекаются к административной ответственности, а нанесенный им ущерб не возмещается государством. Это означает, что если человек, к примеру, построил дом без соответствующего разрешения, то дом будет снесен, а человек не получит никакой компенсации.

К нецелевой эксплуатации относится любое нарушение категории и вида разрешенного использования. Нарушения бывают очевидными, например, сооружение коммерческих конструкций на местности, уготованной для ИЖС, или возведение промышленных предприятий на сельскохозяйственных наделах.

Но встречаются и неоднозначные ситуации. Например, местность узаконена под ИЖС, а там размещены коммуникации или дороги. Для разрешения спорных ситуаций следует обратиться в компетентные ведомства.

За нецелевую эксплуатацию предусмотрена административная ответственность в форме штрафа, который исчисляется исходя из кадастровой стоимости надела.

Что может быть отнесено к территориям запаса

К землям запаса относятся земли, которые:

  • не востребованы и являются частью сельскохозяйственных угодий;
  • изъяты у собственников по решению суда за нарушения законодательства;
  • выкуплены у частных собственников;
  • утратили правообладателя в связи с отказом собственника;
  • отошли государству по завещанию;
  • были предоставлены в срочное пользование, по истечении срока;
  • непригодны к использованию в силу своего качества: загрязненные, зараженные и так далее.

Данный перечень не является исчерпывающим. Особое место в нем занимают земли запаса в муниципальной собственности. К ним часто относят участки, которые никем не освоены или перешли к местным властям из-за прекращения прав граждан на них. Это часто происходит, когда муниципалитет выкупает земли у граждан для использования в будущем или получает в собственность территорию, которую никто не унаследовал.

Так, разрешенное использование земли запаса предусматривает выпас скота или охоту, но воздвигать капитальные сооружения или выращивать сельскохозяйственные культуры запрещено.

Чаще всего такие участки, находящиеся в собственности местных властей, просто не успели перевести в иную категорию или в силу своих характеристик они вообще не пригодны к какому-либо использованию.

Что представляют собой такие земли и какие их виды есть

Земля запаса – это отдельная земельная зона, распоряжаться которой имеет право либо само государство, либо же муниципальный властный орган, кроме тех случаев, когда площадь территории является собственностью фонда перераспределения для нужд сельскохозяйственных.

Как гласит Земельный Кодекс России, а именно его 96 статья, земли для запаса запрещено передавать собственникам либо же нанимателям, так как они не имеют предназначений. Передача допускается после перевода их в другую категорию земельных групп.

В 45 статье ЗК России указано, что на землях запаса разрешено проводить работы, относящиеся к кадастровым либо землеустроительным, а также осуществлять геодезические изыскания и другие работы, направленные на детальное изучение местности.

Землями запаса распоряжается

Земли запаса образуются их тех территорий, которые ранее были исключены из оборота.

Общее описание и правовые аспекты

В Земельном Кодексе Российской Федерации есть термин, что такое земля запаса. Пункт 1 статьи 103 дает описание данного юридического понятия. Говоря простыми словами, это площади, принадлежащие государству, не имеющие законных владельцев и не предназначенные для эксплуатации. Они являются резервными территориями.

Согласно правовому режиму, такие области не могут использоваться под строительство, промышленность, аграрные или сельские работы. При этом на таком пространстве разрешено проведение геодезических, кадастровых, землеустроительных и иных работ.

Участки, оставшиеся бесхозными, могут быть преобразованы в группу резервных территорий, если факт их бесхозности будет отражен в кадастровом паспорте. В таком случае они передаются муниципалитету и могут эксплуатироваться по его усмотрению.

Допускается добровольный отказ физических или юридических лиц от права собственности, пользования и распоряжения участками. Такое решение не зависит от причин, побудивших к отказу. Для этого необходимо подать заявление в уполномоченное ведомство. Право собственности прекращается с момента государственной регистрации. После этого обязанность по уплате соответствующих налогов ложится на муниципалитет.

А также в класс резерва преобразовывают области, подвергшиеся химическому или радиоактивному воздействию. Они переходят в разряд земель на консервации. Эти наделы могут сохраняться за прежним собственником или перейти во владение государства. При этом разрабатывается регламент землеустройства, где указывается срок консервации, процедуры по восстановлению, присваивается очередность и высчитывается стоимость.

Ответственность за очищение и улучшение таких территорий лежит на муниципальных органах власти. Они же и инициируют перевод участков в иную разновидность. Органы местного самоуправления имеют право поставить владения на кадастровый учет и впоследствии предоставить людям для ведения хозяйства или в других целях путем проведения аукциона или конкурса.

Поскольку земли резерва являются особым видом территорий, то и режим их использования регулируется в законодательном плане тоже в особом порядке. Основой для любых действий в их отношении является Земельный Кодекс, а конкретнее – статьи кодекса 103 и 80, предусматривающие права пользователей. Последняя статья устанавливает правила образования резерва земель для последующего их перераспределения.

На основе федеральных законов разрабатываются и региональные, уточняющие порядок регулирования обращения земельного запаса. А также местные законы определяют и конкретизируют порядок перевода земли для использования в тех или иных целях.

Понятие о землях запаса содержится в сто третьей статье Земельного кодекса: они образуются участками, по закону выведенными из обращения. К ним могут относиться следующие территории:

  • Земли запаса - резервный земельный фонд государствавременно неиспользуемые аграрные земли по причине падения их урожайности;
  • сельхозугодий, не вовлекаемых в эксплуатацию по причине достаточного количества уже обрабатываемых участков, которые обеспечивают потребности как внутреннего, так и внешнего рынка;
  • земфонд лесного хозяйства и неиспользуемые участки с кустарниковыми растениями или запланированные для застройки производственными объектами, коммуникационными сооружениями;
  • площади прудов, озёр и поймы рек, невостребованные из-за негодности в других сферах использования, кроме как в целях отдыха и развлечений.
Предлагаем ознакомиться:  Возникновение права собственности на землю

К землям запаса относятся земли, находящиеся в собственности у государства. По иерархической принадлежности собственности государственного имущества резервные территории делятся на три группы. Это земфонды:

  • общегосударственные – с расположением на них объектов федеративного уровня и территории с приватизированными сооружениями, которые до разгосударствления находились в федеральной собственности, а теперь это право перешло предприятиям;
  • региональные – территории, включённые в границы муниципалитетов, или непосредственно расположенные в контуре субъекта РФ и участки, принадлежавшие до разгосударствления региону;
  • муниципальные – это все участки, не вошедшие в первые две группы.

Использование земель запаса допускается при возникновении острой потребности в них при условии, что их перевод в иную категорию был выполнен согласно правовым нормам и с учётом вероятного направления применения таких участков.

Земли запаса находятся в собственности государства или местных властей, что является одним из основных признаков данного вида территорий. Это не значит, что они бесхозны и забыты: такие участки находятся на особом учете. В кадастровой документации указана вся экономическая и правовая информация, а закон защищает их от любых действий, на которые отсутствует согласие органов власти.

Использование земель запаса допускается после перевода в другую категорию и определения их целевого назначения. Это обеспечивает их сохранность, ведь существуют разные требования к эксплуатации территорий и способы защиты от повреждения участков, применяемых в определенных видах деятельности. Например, использование под постройку промышленных объектов предполагает одни мероприятия по защите земель, а осуществление сельскохозяйственной деятельности – другие.

Бесхозные территории, информация о которых не содержится в государственном кадастре недвижимости, не могут стать землями запаса. Только после того как отсутствие собственника отразится в соответствующих решениях местных властей, а земли сдадут муниципалитету, их можно относить к различным категориям.

Правила, регулирующие резервные территории

Компании и физические лица, не могут использовать земли запаса, по той причине, что эксплуатировать их не допускается без перевода в другую категорию. Но, тем не менее, такие территории не определяются как бесхозные, ведь они были зарегистрированы в государственном учете и есть вся необходимая документация для них, в том числе и кадастровые документы.

ВАЖНО !!! Земли запаса находятся под защитой закона и их невозможно присвоить либо же посягнуть на них иным способом, не согласовав предварительно все вопросы с имеющим на них право властным органом. Данные земельные наделы имеют резервное значение, но, тем не менее, они могут при необходимости быть включены в фонды, имеющие различные предназначения.

В Земельном Кодексе России, а именно в его 60 статье, предписано, что администрации местного управления имеет право предоставить гражданам, которые не числятся представителями колхозных организаций и не находятся на службе у сельхозпредприятий, отдельные земельные наделы из земель запаса, но только в том случае, если вышеуказанные граждане будут их использовать для фермерства.

ВНИМАНИЕ !!! Также ЗК РФ гласит, что при распределении могут организовываться конкурсы, в результате которых резервы могут быть переданы в личное пользование с правом последующего выкупа. В том случае, если не все территории по итогам распределения были использованы, земли запаса могут быть переданы в безвозмездное пользование либо же быть проданы по той цене, которая указывалась в кадастровом документе.

Независимо от того, в какой фонд попала земля запаса и того, какую деятельность он ведет, все его действия находятся на контроле у представителей местного муниципалитета, которые в свою очередь не лишаются права на землю до того момента пока земельные наделы не будут оформлены в другую группу.

Изменение категории земель

Если земли запаса находятся в собственности государства или муниципалитета продолжительное время, это значит, что найти им максимально эффективное применение не получается.

Однако все может быстро поменяться. Например, в крупных населенных пунктах часто не хватает места для постройки жилых домов, в связи с чем приходится увеличивать городскую площадь, чтобы вместить жителей и объекты инфраструктуры.

Процесс изменения категории земель занимает много времени. Потребуется немало исследований, экспертиз и согласований прежде чем власти примут решение о необходимости определения целевого назначения территории.

Окончательное решение принимает муниципалитет или орган федеральной власти, в ведении которого находится участок.

Возможные категории

Земли запаса можно перевести не в любую категорию, а лишь в одну из перечисленных ниже:

  1. Территории сельскохозяйственного назначения. На таких участках можно не только вести сельское хозяйство, но и строить дороги, коммуникации и здания, которые будут обеспечивать эту деятельность.
  2. Наделы населенных пунктов. Территория предоставляется для застройки жилыми и инфраструктурными объектами.
  3. Земли промышленности. Участки находятся за пределами населенных пунктов и применяются для строительства производственных зданий и сооружений, промышленной деятельности.
  4. Участки лесного и водного фонда.
  5. Охраняемые территории. Это особо важные объекты, имеющие высокую культурную или экономическую ценность. Примеры таких территорий – заповедники и заказники Российской Федерации.

Для отнесения участка к иной категории заявитель должен подать ходатайство. В нем следует указать:

  • кадастровый номер участка;
  • нынешнюю и желаемую категорию участка;
  • причину запроса.

Резервные территории и их причисление к иным категориям

Использование земель запаса в случаях, не установленных законодательством допускается только после процедуры перевода в иную категорию. Эта процедура очень долгая и к тому же тяжелая, но по ее окончании органы муниципальной либо федеральной власти выдают специальное разрешение. Как только земли запаса переходят в иную категорию, они могут быть использованы исключительно в соответствии с ней.

Регламент перевода территории из разряда резерва в другую группу установлен законодательством РФ. Такой трансферт право разрешает в особых ситуациях:

  • создание национальных парков природы, заповедников и других естественных образований с особо охраняемым режимом природопользования;
  • при возникновении необходимости пересмотра пограничных территорий регионов или муниципалитетов, и в случаях появления вновь созданных административных единиц;
  • В некоторых случаях возможен перевод земель запаса в другую категориюесли выявляется необходимость приостановить землепользование в связи с истощением ресурса, как, например, при не урожайности;
  • чтобы проложить коммуникации и возвести сооружения при новом строительстве и реконструкции действующих предприятий общественного направления – строительство дорог и подъездных путей, водозаборов и электроподстанций, школ и медицинских центров;
  • строительство оборонных объектов в целях укрепления безопасности в приграничных районах и по всей стране – новейших полигонов и военных городков, других сооружений армейского назначения;
  • вовлечение в эксплуатацию неиспользуемых рудопроявлений с целью их разведки и строительства горнодобывающих предприятий.

В настоящее время другие причины для передачи земель из резерва на основе права не предусмотрены. Такое положение дел будет сохраняться до очередного изменения законодательства.

Чтобы выполнить передачу территорий из запаса, необходимо руководствоваться ФЗ «О переводе земель…». В соответствии с регламентом, изложенным в этом нормативном документе, исполняется передача следующим образом:

  1. Подаётся заявление с просьбой о переводе конкретных участков в другую категорию. Адресуется такое прошение собственнику соответствующего иерархического уровня – государству в лице Правительства, региону в лице его административного органа или в муниципалитет.
  2. Выездная комиссия оценивает обстановку на месте и принимает решениеПодготавливаются обосновывающие передачу бумаги и справки, подтверждающие законность просьбы, и документы о возможности использования земель запаса в заявленных целях.
  3. В установленный срок пакет собранных документов рассматривается, комиссия выезжает непосредственно на запрашиваемый участок, и принимает решение о переводе земли в разряд заявленной категории или об отказе. Это излагается в виде Постановления административного органа.

При положительном решении производятся соответствующие действия по внесению необходимых изменений в учётные и регистрационные документы на разрешённый участок. Земли резерва не могут использоваться до передачи в другую категорию без нарушения права, не могут они быть и проданы или переданы гражданам, организациям.

Мероприятия по охране земель

Охрана участков запаса – это комплекс действий, направленных на сохранение качества земель, повышение их продуктивности и плодородности. К мероприятиям по охране территорий можно отнести:

Предлагаем ознакомиться:  Какой срок за хранение огнестрельного оружия

  • защиту земель от эрозии, подтопления, заболачивания и другого негативного воздействия природного характера;
  • действия по сохранению почв и их плодородности;
  • защиту сельхозугодий от зарастания сорными растениями;
  • ликвидацию последствий загрязнения, в том числе техногенного характера;
  • разработку законодательных актов в сфере охраны земель.

Для этого создаются федеральные, региональные и местные программы, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по обеспечению сохранности участков с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

Оценка состояния земель и эффективности охранных мероприятий проводится с учетом экологической экспертизы, санитарно-гигиенических и иных законодательных требований.

Все земли, в том числе и невостребованные, находятся под охраной государства. Охрана резервов заключается:

  • в предотвращении негативного воздействия или загрязнения;
  • в улучшении состояния;
  • в восстановлении почв.

Особенности оценки состояния наделов закреплены в законодательстве Российской Федерации.

Для поддержания благоприятной экологической обстановки не только государство, но и собственники должны заботиться о своих пределах:

  1. Защищать от сорняков.
  2. Не допускать эрозию почв.
  3. Ликвидировать загрязнения.
  4. Сохранять уровень плодородия.

Перевести резервный участок в иную целевую категорию

Россия занимает огромную площадь, а управление таким большим количеством территорий сопровождается проблемами в сфере перераспределения земель. К основным трудностям можно отнести:

  1. Бюрократизацию и длительный срок смены категории территории. Это приводит к задержке развития земель и даже может создавать препятствия для реализации национальных проектов.
  2. Обременение сервитутами участков, для которых запланировано изменение целевого назначения.
  3. Отсутствие надлежащим образом оформленной документации на землю или ее утеря.
  4. Невозможность перевести территорию в другую категорию из-за ее состояния: загрязнения, эрозии и так далее.

Назначение и виды

Вся площадь земель Российской Федерации по целевому назначению бывает:

  • сельскохозяйственные;
  • населенных пунктов;
  • промышленности;
  • обороны;
  • особо охраняемые;
  • лесного и водного фонда;
  • запаса.

Какие участки входят в категорию земли запаса

По правовой принадлежности области существуют:

  1. Федеральные.
  2. Субъектов Федерации.
  3. Муниципальные.

В обязанность уполномоченных властей включена инвентаризация, постановка в государственный реестр учета прав на недвижимое имущество и последующее предоставление нуждающимся с целью ведения личного хозяйства или иного пользования. Наделы могут предоставляться бесплатно или продаваться по установленной цене. А также на них могут быть заключены договора аренды с последующим выкупом.

Резервные территории можно разделить на две группы:

  1. Не используемые гражданами или юридическими лицами.
  2. Составляющие специальный фонд.

При этом к ним не относятся территории фонда перераспределения. В состав спецфонда входят области, которые эксплуатируются:

  • нерационально;
  • не по целевому назначению;
  • с нарушениями законодательства.

Помимо этого, к ним относятся:

  • выбывшие из оборота сельскохозяйственные угодья;
  • лесной фонд, не покрытый лесом.

В качестве исключения на таких местностях допускается сбор ягод, рыбалка, прогон скота, заготовка сухостоя и другие случаи пользования гражданами природных ресурсов для личного применения, без получения дохода.

Выводы

Земли запаса – своеобразный резерв территорий местной или общегосударственной власти. Пока участки находятся в этом статусе, их использование запрещено законом. Чтобы приступить к эксплуатации, сначала нужно изменить целевое назначение. Хотя этот процесс достаточно продолжителен, он позволяет убедиться, что территорию можно использовать в планируемых целях. Граждане, начавшие использовать земли запаса без перевода в другие категории, будут нести ответственность, вплоть до уголовной.

Категории и процесс перевода

Для использования земель запаса они должны быть переведены в какую-либо другую категорию. При этом каждой группе соответствует определенный вид. Федеральным законом утвержден классификатор видов разрешенного использования (ВРИ).

Наименование ВРИ
1 Сельскохозяйственные Лесные насаждения, водные объекты, дороги, коммуникации и постройки аграрного и сельского значения
2 Населенных пунктов ИЖС
3 Промышленные Возведение производственных объектов и хозяйствование предприятий
4 Охраняемые Заповедники и заказники
5 Водного и лесного фондов Лесное хозяйство и водные объекты

Необходимость преобразования может возникнуть, например, в случае недостаточного количества местности под строительство в населенных пунктах при их расширении. Разрешить изменение вида пользования могут только органы местного самоуправления. Процедуру преобразования инициирует заинтересованное лицо, которое самостоятельно обращается в администрацию с ходатайством. В нём указываются следующие сведения:

  1. Номер, присвоенный Росреестром.
  2. Нынешняя и желаемая группа земель.
  3. Аргументированная причина перевода.

При изменении предназначения местности соблюдается множество нюансов и проводится тщательное её изучение.

Вместе с ходатайством предоставляется пакет документов:

  1. Документы, удостоверяющие личность заявителя.
  2. Заявление о переводе в другую категорию.
  3. Выписка, подтверждающая, что необходимая зона принадлежит к резервному фонду.
  4. Выписка, подтверждающая, что участок не имеет владельца.
  5. Заключение государственной экологической экспертизы.

Процесс перевода длителен, и зачастую гражданину требуется помощь квалифицированного юриста. В случае несоответствия пакета документов правовым нормам заявителю могут отказать в рассмотрении заявления. А также поводом может послужить не соответствующий нормам закона статус заявителя. Отказ готовится в течение 30 дней с подачи заявления и оформляется соответствующим актом. При получении отказа заявитель имеет право обжаловать решение администрации в судебном порядке.

Земли, поля

При положительном решении органы местного самоуправления также готовят акт, в котором указывают:

  1. Причину изменения группы.
  2. Границы, площадь и номер участка, согласно государственному реестру.
  3. Наименование присвоенного назначения.

Заявитель обращается в кадастровую палату для изменений сведений об участке. После этого он может эксплуатировать владение согласно целевому предопределению, без каких-либо дополнительных разрешений. При этом у человека возникает обязанность по уплате соответствующих налогов и по сохранности полученной делянки.

Понятие и категории

Земли запаса – это территории, которые принадлежат по праву распоряжения государственным или муниципальным структурам. По принятым нормам недопустима передача данной категории участков нанимателям или в собственность ввиду отсутствия у земли предназначения до момента, пока не будет определена категория конкретного надела.

Однако ст. 45 ЗК РФ допускается возможность проведения отдельных работ на таких территориях:

  • землеустроительные;
  • для пополнения кадастрового реестра;
  • в целях уточнения геодезических показателей;
  • иные действия, цель которых заключается в получении исчерпывающих сведений о местности.

Формирование категории земель запаса обеспечивается за счет площадей, которые временно выведены из оборота, а именно:

  • участки, предназначенные для сельскохозяйственных работ, чья эксплуатация невозможна из-за критически низкой плодородности или попросту из-за отсутствия необходимости в ней;
  • из категории наделов лесного фонда, использование которых не представляется реализуемым при данных обстоятельствах, а также в случае выделения наделов для строительных работ по возведению крупных промышленных объектов;
  • территории с водоемами естественного предназначения, в связи с чем их невозможно эксплуатировать.

Земли запаса могут быть подразделены на три подкатегории:

  • федеральные – если в установленных пределах расположены объекты государственного значения;
  • региональные – если они располагаются в границах муниципальных структур;
  • муниципальные – иные участки.

Землями запаса распоряжается

Несмотря на запрет, в отдельных случаях эксплуатация данной категории земель все же допускается при наличии острой необходимости и соответствия конкретным требованиям.

Порядок резервирования

Что такое резервирование земель?Государство и органы местного самоуправления заинтересованы в развитии территории проживания граждан. Для этого строятся новые дома, дороги, больницы, школы, электростанции, стадионы и так далее. Площадь населенных пунктов все расширяется и расширяется, а численность населения увеличивается.

На строительство новых, улучшение существующих объектов, как правило, требуется дополнительные земли. Поэтому, орган местного самоуправления вынужден изымать за плату земельные участки вместе с домами у законных собственников в общественных интересах.

Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд не предполагает обязательного изъятия объектов недвижимости. Это процедура лишь предшествует изъятию земли. Государство, органы субъекта РФ, органы местного самоуправления лишь планируют, предполагают, что данная территория будет изъята в будущем.

Резервирование земель – процедура при которой происходит ограничение прав на земельные участки, а именно возможность возводить, реконструировать существующие объекты, оформлять землю в частную собственность на определенный срок, в целях решения местных, региональных или государственных задач.

Порядок резервированияПорядок резервирования земельных участков регламентируется Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд».

Предлагаем ознакомиться:  Сопроводительный для справки в пфр

Основания

Основаниями для резервирования земельных участков является:

  1. Документы территориального планирования. К примеру, одним из таких документов является – Генеральный план города.
  2. Документация по планировке территории (проекты планировки территории).

——————————————

Совет: Для получения сведений о планируемом размещении объектов различного уровня, необходимо в органе местного самоуправления получить сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД).

——————————————

Решение о резервировании готовится на основании сведений из Единого государственного реестра недвижимости. В частности, сведений о координатах земельных участков и/или их частей, подлежащих резервированию.

В решении содержатся следующие сведения:

  1. Цели и сроки резервирования земель;
  2. Реквизиты документов-оснований для резервирования;
  3. Ограничения прав на зарезервированные земельные участки;
  4. Сведения о месте и времени ознакомления со схемой резервируемых земель.

Вступление в силу

Решение о резервировании подлежит опубликовании в официальном СМИ субъекта РФ на территории которого расположены резервируемые земельные участки и вступает в силу только после такого опубликования. Если резервирование проводит местной администрацией, то и опубликование будет по месту нахождения земельных участков.

Особенности

В качестве наиболее важных нюансов можно выделить следующее:

  • несмотря на фактическое отсутствие владельцев, земли зарегистрированы и имеют кадастровый номер, а также иные обязательные документы;
  • нет нужды в согласовании границ участка. Тогда как для других земельных категорий данное правило считается необходимым к соблюдению;
  • нормы градостроительного регламента не затрагивают земли запаса в связи с отсутствием точных данных о дальнейшем назначении территорий.

В большинстве случаев такие участки располагаются за пределами населенных пунктов.

Разрешение спорных моментов

Земли запаса Российской Федерации

При возникновении спорных ситуаций лучше обратиться за помощью к квалифицированному юристу. А также при разногласиях с местной администрацией можно обратиться в суд.

Помимо ЗК РФ, такие вопросы регулируются Конституцией РФ, Федеральным законом от 21.12.2004 №172-ФЗ и другими подзаконными актами.

При загрязнении почвы радиоактивными или химическими отходами без вины землевладельца можно через суд добиться получения компенсации расходов и возмещения стоимости делянки.

Земля запаса – особенная резервная территория, которая не может эксплуатироваться или передаваться в собственность граждан до перемены целевого назначения. После смены вида разрешенного использования они могут эксплуатироваться по целевому предназначению.

Когда можно использовать

С учетом того факта, что земли запаса включены в специальную группу объектов недвижимости, для их полноценного использования необходимо обеспечить соответствие определенным принципам, которые ограничивают или допускают эксплуатацию такой разновидности ресурсов.

Выпас скота на землях запаса

К примеру, закон предусматривает возможность выполнения работ без перевода участка в другую категорию, если:

  • участок не является составляющей территории закрытого типа. При этом ресурсы, которые на нем располагаются, могут быть использованы людьми для удовлетворения личных нужд, будь то сбор ягод, грибов или занятие ловлей рыбы;
  • подразумевается эксплуатация для охотничьих мероприятий или прогона домашнего скота, но при этом остановка животных не может быть проведена;
  • планируется заготовка валежника без вырубки в целях отопления индивидуального жилища без коммерческой выгоды.

Во всех остальных случаях для получения возможности использования земель запаса требуется перевести их в другую категорию.

Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов! Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму.

Правила применения резервного фонда

Существуют конкретные правила использования государственного резерва и в них строго определено, в каких случаях разрешено использовать ресурсные земли. Без изменения категории земли запаса могут использоваться для следующих нужд:

  • в интересах населения прилегающих территорий, если площадь резервного участка не является закрытой территорией. Пример – по участку течёт река, в ней водится сом и право гражданина его ловить, потому как нет запрета на ловлю такой рыбы. Значит, рыбалка в реке на этой территории разрешена;
  • можно также и охотиться на территории резервного фонда и прогонять через эту площадь стадо домашних животных к местам пастбищ, останавливаться при прогоне запрещено;
  • разрешены и работы по валке сухостойных деревьев без рубки живых деревьев при условии, что такая лесозаготовка производится в форме создания запаса дров для собственного пользования, а не в коммерческих целях.

Этот список исчерпывающий, других вариантов использования собственности без изменения категории и нарушения права нет. А теперь об использовании земли из резервного фонда в другой разряд.

Нюансы перевода в другую категорию

Для реализации процедуры нужно потратить немало времени и сил, но по ее результатам от федеральных или муниципальных уполномоченных ведомств предоставляется разрешение на эксплуатацию.

Однако некоторые ограничения все равно остаются. Так, после перевода допустимо использование территорий исключительно по утвержденному предназначению.

Данный процесс может быть инициирован в отдельных случаях, определенных законодательством:

  • необходимость в формировании объектов со специальным режимом эксплуатации и охраны: природные парки или заповедные зоны;
  • необходимость в изменении региональных или муниципальных границ;
  • потребность в проведении консервации земель по причине их износа: актуально при критически низкой плодородности сельскохозяйственных угодий;
  • для строительства важных объектов инфраструктуры из культурной или бытовой категории: образовательные учреждения, медицинские организации, ресурсоснабжающие фирмы, мостовые перекрытия, дороги и т.п.;
  • для обеспечения мер безопасности государственных границ: строительство оборонительных или военных объектов;
  • в целях разработки природных ресурсов с дальнейшим расширением их добычи.

Категории земель в РФ

Вышеуказанный перечень является исчерпывающим – внесение корректировок может быть совершено исключительно в законодательном порядке.

Как происходит перевод

Порядок смены категории обеспечен регламентом Федерального Закона «О переводе земель…» № 172 от 2004 года. Последовательность необходимых действий такова:

  • Подготовка заявления. В содержании важно указать следующие сведения:
  • кадастровый номер участка;
  • текущая категория надела и желаемая;
  • основания и цели, в соответствии с которыми было заявлено в необходимости проведении процедуры.
  • Сбор необходимых документов. Перечень определяется конкретными обстоятельствами, но общий список таков:
  • паспорт гражданина;
  • выписка из ЕГРН;
  • заключение экспертной экологической комиссии.
  • Подача бумаг и прошения в соответствующее ведомство – зависит от подкатегории земель. Так, в случае с федеральными участками – обращаться нужно в Правительство РФ, региональными – в исполнительную структуру субъекта РФ, муниципальными – в местную администрацию.
  • Ожидание решения сотрудников уполномоченного органа. По результатам реализованной проверки выносится постановление о присвоении заявленной категории или об отказе в переводе. Если было утверждено положительное решение, то оно оформляется соответствующим образом, а в правоустанавливающих бумагах на землю указывается факт перевода в другую категорию. В случае с отказом составляется письменное обоснование позиции.

Обычно отрицательный ответ получают в ситуации, когда в качестве заявителя выступает лицо, не имеющее на это право, либо же инициатор процедуры представил не все необходимые документы.

Если гражданин не согласен с решением уполномоченного ведомства, он вправе обжаловать его в судебном порядке. Однако для этого ему нужно позаботиться об обосновании собственной позиции.

К примеру, если основанием для отказа стал факт отсутствия обязательных документов, то на удовлетворение исковых требований рассчитывать не нужно.

Уполномоченные органы

Уполномоченные органыРешение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд принимает уполномоченный орган, в зависимости от уровня размещаемого объекта.

Так, при размещении объектов федерального значения, таких как:

  • федеральный транспорт;
  • оборона страны и безопасность государства;
  • энергетика;
  • высшее образование;
  • здравоохранение,

решение принимает федеральный орган исполнительной власти. К примеру,Правительство Российской Федерации.

При размещении объектов регионального значения, таких как:

  • транспорт;
  • предупреждение ЧС межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий;
  • образование;
  • здравоохранение;
  • энергетика;
  • физическая культура и спорт,

решение принимает исполнительный орган субъекта Российской Федерации. К примеру, Правительство Свердловской области.

При размещении объектов муниципального значения, таких как:

  • электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение;
  • автомобильные дороги местного значения;
  • образование;
  • здравоохранение;
  • физическая культура и массовый спорт;
  • обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов,

решение принимает орган местного самоуправления. К примеру, Администрация города Екатеринбурга.

Оцените статью
Помощь юриста
Добавить комментарий

Adblock detector