Обоюдная вина в ДТП выплата по Осаго в 2020 году судебная практика и возмещение ущерба

Как оформить автоаварию по обоюдному согласию

Застрахованный водитель имеет право на возмещение ущерба по ОСАГО. Но такое право распространяется исключительно на невиновного страхователя. Значит, самым распространенным случаем считается автокатастрофа, в которой одно лицо является потерпевшим, а второе виновным.

Естественно потерпевшие должны обращаться в страховую компанию и ждать возмещения ущерба. Но иногда, оба водителя считают себя потерпевшими, а значит и в равной мере считаются виновниками. Следовательно, когда оба участника ДТП и сотрудник ГИБДД не способны установить виновность сторон, то она станет обоюдной.

Но даже здесь стоит различать степень виновности, поскольку в законе об ОСАГО и КоАП РФ подобных случаев не предусмотрено. Значит, по закону участники ДТП бывают виновны оба, но степень их причастности к происшествию разная.

В случае ситуации на дороге, где оба автовладельца признаны виновными в ДТП, обоим водителям независимо от того, считают ли они себя инициаторами происшествия, необходимо действовать по правилам.

Следовательно, даже в случае обоюдной виновности, автокатастрофу нужно оформлять по стандарту, за одним маленьким исключением. То есть, во время составления протоколов и постановлений ГИБДД, надо настаивать на невиновности, даже если это не так. Поскольку после, в момент административного разбора, получится что не оба виноваты, а только один.

Вообще, чтобы выплата ОСАГО при обоюдной вине полагалась каждому из водителей в равной доле, надо:

  • Остановиться и не убирать машину до момента прибытия сотрудников дорожной полиции, выставив аварийные знаки и включив сигналы по правилам;
  • Для подтверждения невиновности в суде, зафиксируйте повреждения самостоятельно. Обязательно сохраните запись видеорегистратора, а без него сфотографируйте место происшествия и поврежденные автомобили на телефон;
  • Вызывая сотрудников Госавтоинспекции, не забудьте оповестить о ДТП и страховую компанию;
  • В случае выписки сотрудником ГАИ штрафов ГИБДД только вам, нельзя соглашаться с этим. Подобные действия сотрудников дорожной полиции автоматически лишают вас права на получение выплаты по ОСАГО.

обоюдная вбина при дтп по осаго

Ремонт машин после ДТП в случае вины обеих сторон, осуществляется в равной степени, а также соразмерно степени участия в катастрофе. Следовательно, ОСАГО выплачиваться по обоюдке будет лишь в случае доказанности факта равной причастности к происшествию.

Доказать невиновность разрешено с помощью справок и протокола составленных и заверенных на месте происшествия сотрудниками ГАИ. Еще решая вопрос об установлении степени причастности водителя к происшествию на дороге в судебном порядке, пригодятся зафиксированные фото и видеосъемка последствий автокатастрофы.

Как мы уже говорили, выплаты по автогражданской ответственности при обоюдной вине водителей встречаются равные и разные, соразмерно степени причастности. Так, водителю, причинившему вред и тому, кто его причинил выплатят 50 положенных процентов по полису страхования, а также в зависимости от того насколько велика доля виновности второго водителя.

Пример, когда владелец автомобиля марки BMW выехал на встречную полосу из-за большой рытвины на дорожном покрытии своей полосы и врезался в автомобиль марки ВАЗ, еще не значит, что вина лежит полностью на первом водителе. Здесь рассматриваются обстоятельства причастности в автокатастрофе со стороны каждого участника.

Так, водитель ВАЗа мог не пристегнуться, превышал скоростной режим, находился в алкогольном опьянении или намеренно не предотвратил ДТП нажав на педаль газа вместо тормоза.

В подобных случаях причастность второй стороны также устанавливается. Но из-за некоторых обстоятельств дела, а именно косвенного отношения водителя к происшествию, его вина будет меньше. Следовательно, суд вправе поставить степень вины 80 на 20%. Следовательно, водитель BMW виновен на 80%, а ВАЗа на 20%.

Иномарка

Исходя из примера, выплата компенсации положена обоим участникам автокатастрофы и ее размер определяет лишь суд.

Стоит заметить, в случае нехватки размера выплаченного возмещения на осуществление качественного ремонта, владелец поврежденного авто не вправе требовать ни со страховой, ни с другого участника ДТП доплаты. Значит, завершить ремонт придется на собственные средства.

В целях доказать невиновность, водитель должен собрать необходимые документы и регистрационные материалы о происшествии. Попав в серьезное ДТП, где один или оба водителя покинули место катастрофы, не дождавшись сотрудников Госавтоинспекции, за подобное правонарушение последует административное наказание независимо от степени причастности в катастрофе водителя.

Предлагаем ознакомиться:  Общая система налогообложения (ОСНО) - всё что нужно знать

Избежать наказания возможно только в случае небольшого дорожно-транспортного происшествия. В таких случаях владельцы машин вправе разойтись по мирному, а еще просто оформить Европротокол составив схему ДТП, а затем покинуть место происшествия не вызывая ГИБДД.

Законом не ограничивается право на получение возмещения по ОСАГО на этот случай. Пострадавшие водители готовят документы, обращаются в СК, после чего происходит рассмотрение случая. Однако из-за высокой сложности дел данной категории зачастую разбирательство переходит в суд, где учитываются все обстоятельства произошедшего.

Первое существенное отличие заключается в отсутствии возможности прямого возмещения убытков. ПВУ означает, что пострадавший участник вправе обратиться с заявлением в свою страховую компанию, которая выдавала полис ОСАГО.  Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине в таком порядке не применяются.

как определяется обоюдная вина при дтп по осаго

Получение компенсации происходит на общих основаниях Правом обладают все пострадавшие в аварии участники.

Таким образом, выплата происходит по общему правилу – через страховую компанию виновника. При отсутствии полиса ОСАГО – путем подачи иска с предъявлением требований.

Действующее законодательство не предусматривает специальных правил по оформлению аналогичных происшествий. Сделать это можно в общем порядке – с помощью сотрудников ГИБДД или через европротокол.

Из-за особой сложности рассмотрения таких дел рекомендуется обращаться за помощью к сотрудникам ГИБДД. Они самостоятельно зафиксируют последствия аварии и составят необходимые документы.

Оформление в упрощенном порядке возможно, если в результате дорожно-транспортного происшествия не пострадали люди, а размер вреда имуществу не превышает 100 тысяч рублей (иногда это сумма до 400 тысяч рублей).  Для этого используется специальный бланк, в который вносится вся информация об аварии, а также делаются фотографии и составляется схема происшествия самими участниками ДТП.

Нежелательно использовать европротокол, если между водителями имеются противоречия. Также на месте может быть сложно определить размер причиненного вреда. В этом случае лучше вызвать сотрудников ГИБДД.

Важно отметить, что нарушение порядка составления европротокола считается основанием для отказа в предоставлении выплаты по ОСАГО в 2019 году.

Что говорит закон?

В «Законе об ОСАГО» есть позиция, призванная регламентировать описанные случаи. В ней сказано, что выплаты при «обоюдке» производятся «с учетом установленной судом степени вины лиц». Казалось бы, эта фраза «расставляет все точки над i». Но в том же пункте указано, что «если степень вины участников дорожно-транспортного происшествия судом не установлена», страховые компании платят «в равных долях».

Такая формулировка вызывает разночтения. Степень вины водителей может быть не установлена судом при разных обстоятельствах:

  1. Судебные органы по каким-то причинам не смогли определить степень вины участников ДТП в процессе разбирательств.
  2. Автовладельцы не обращались в судебные органы, поэтому степень вины не была установлена.

Обе эти позиции в целом подходят под указанную фразу «Закона об ОСАГО», но у каждой из них есть свои сторонники. Кто-то говорит, что отсутствие обращения в суд в данном контексте формулировалось бы слова «судом не устанавливалась». А формулировка «судом не установлена» означает, что суд всё же пытался установить степень вины.

Таким образом, судебные разбирательства при обоюдной вине предусмотрены по закону, поскольку иных вариантов не оговаривается.

Другие утверждают, что здесь предполагается обязанность страховых компаний возместить половину ущерба без необходимости обращения автовладельцев в суд. В качестве аргумента, в том числе, используется перечень документов для выплаты. Он установлен Правилами, которые не предусматривают возможность для компаний требовать какие-то дополнительные бумаги. И ничего похожего на судебное решение в данном перечне не фигурирует.

Кто может рассчитывать на страховку при обоюдной вине

По всем страховым случаям (оба участника застрахованы), ответственность за выплату берет на себя страховая компания. Но сумма ущерба для восстановления измеряется не 100% а на основе постановления суда, в зависимости от степени.

степень вины при обоюдном дтп по осаго

Максимально возможная выплата по автогражданке на 2020 год, составляет 400 тысяч российских рублей. Если пострадали люди, то выплата не больше 500 тысяч. Но гражданская обоюдка при транспортном происшествии подразумевает лишь половину выплаты от этих сумм, а поскольку в суде разрешено установить степень причастности к аварии, то возмещение может стать совсем маленьким.

К примеру, на основании нарушенных пунктов ПДД, водителю ВАЗа присвоили вину равную 20%, а ущерб причинен на сумму 176 000 рублей. Владельцу BMW соответственно оценили урон и насчитали 320 000 рублей. Страховая компания, защищающая водителя BMW обязана выплатить владельцу отечественного авто 80% от страховой суммы, 140 800 р. Второй участник происшествия, а точнее компания где он застрахован должна выплатить иномарке 20% от суммы, 64 000 р.

В случае постановления суда о равной причастности к происшествию, то ВАЗу выплатят – 88 тыс., а BMW – 160 тыс. рублей.

Предлагаем ознакомиться:  Социальные выплаты после 80 лет

Согласно Федеральному закону № 40-ФЗ, страховые выплаты при ДТП с обоюдной виной осуществляются на общих основаниях.

О своем решении страховщик должен сообщить заявителю в письменной форме.

В чью СК обращаться

Рассмотрим, кто производит возмещение вреда ущерба по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП.

Если установлена вина обоих участников ДТП, необходимо обращаться только к страховщику виновника (для каждого водителя она своя). Исключение – у обеих сторон один страховщик.

выплачивается ли компенсация по ОСАГО при обоюдной вине

При отсутствии полиса ОСАГО возмещение происходит путем предъявления иска.

Перечисленный перечень документов общий – страховая компания может потребовать иные бумаги, которые важно предоставить как можно быстрее.

Разберем, как оплачивается страховка, если в ДТП виновны оба водителя.

После недавних изменений страхового законодательства изменился и порядок, и форма предоставлении компенсации. Из-за участившихся случаев мошенничества недобросовестных водителей, страховые компании теперь самостоятельно определяют, как возместить ущерб.

Существует 2 варианта: выплата денежной компенсации или ремонт автомобиля. По общему правилу автомобиль направляется на восстановление в сервис, с которым у СК заключен договор. Там его обслуживают на установленную сумму и возвращают автовладельцу.

Получить финансовое возмещение можно, но не во всех случаях. Обычно это происходит, если автомобиль нельзя починить, либо на это не хватает средств. Также страховщик может пойти на встречу и выплатить компенсацию денежными средствами.

Размер возмещения определяется пропорционально вине каждого участника. Для этого назначается экспертиза. В заключении указывается примерная сумма, которую необходимо потратить для восстановления ТС.

Политика надзорных органов

Казалось бы, объяснить правила игры должны основные контролирующие структуры в области ОСАГО , а именно Центробанк и Российский союз автостраховщиков (РСА). Однако возникает впечатление, что данные организации сами не имеют чёткого представления о правильном алгоритме действий при «обоюдке».

В частности, при телефонной консультации представитель Банка России не смог дать ответа на соответствующий вопрос. Оператор пояснил, что подобной информацией Центробанк не обладает. Для получения разъяснений было рекомендовано обратиться в РСА.

Сотрудник РСА по телефону горячей линии пояснил, что при обоюдной вине водителей выплата осуществляется на усмотрение компании.

И если страховщик отказывается оплачивать 50% ущерба, необходимо обращаться в суд. Нарушением подобная позиция страховой организации не является.

В то же время руководитель Представительства РСА в СЗФО в переписке по электронной почте не был столь однозначен. В своём ответе он сослался на позицию Верховного Суда, которая не соответствует информации, полученной по телефону.

Позиция Верховного Суда

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации (ВС РФ) от 29 января 2015 г. № 2, действительно, содержит достаточно чёткие разъяснения. Пункт 21 устанавливает, что при обоюдной вине участников ДТП:

  1. Лицо, обратившееся за страховой выплатой, не лишается права на её получение.
  2. Страховые организации производят страховые выплаты в равных долях.

То есть, каждому из автовладельцев причитается половина от полученного ущерба. Если страхователь не согласен с такой ситуацией, он может обратиться в суд для взыскания дополнительной компенсации.

Судебные органы определяют степень вины участников происшествия, после чего взыскивают недостающую сумму со страховщика. Если, конечно, решение оказалось в пользу истца. Однако никаких штрафных и прочих финансовых санкций к компании в этом случае уже не применяется.

В каких случаях признается обоюдка при аварии

Основной камень преткновения в урегулировании факта автокатастрофы – нежелание второй стороны признавать причастность к происшествию. Часто сами сотрудник дорожной полиции не в состоянии определить степень вреда водителя. Но в судебной практике даже предварительное решение ГАИ не играет роли, поскольку учитывается множество иных нюансов способных перевернуть все дело с ног на голову и потерпевший окажется таким же виновником.

В судебной практике тоже встречаются сложные ситуации, когда судья не способен точно определить степень причастности к катастрофе водителей. В подобных ситуациях виновность делится поровну, 50 на 50.

Положение, закрепленное в п. 22 ст.12 ФЗ № 40-ФЗ предусматривает возможность аварии с виной нескольких лиц. Если в ДТП виновны все участники, возмещение должно происходить на основании установленного размера ответственности.

Предлагаем ознакомиться:  Внесение изменений в осаго при смене фамилии

Под «обоюдкой» принято понимать ситуацию, при которой ДТП произошло с участием как минимум двух водителей, нарушивших ПДД. При этом наличие вины у обоих не обязательно делают вину совместной. Необходимо учитывать, что между виновным деянием и наступлением ДТП должна быть причинно-следственная связь.

Например, при движении на перекрестке налево водитель не включил сигнал поворота – это нарушение. Однако в этот момент в него врезался другой автомобиль, который проехал на красный сигнал светофора, а человек внутри был пьяным. Если по результатам рассмотрения окажется, что сигнал поворота в этом случае никак не повлиял на факт возникновения аварии, то виновником ДТП будет признан пьяный водитель.

Как поступать автовладельцам?

Итак, что в результате получается? Пожалуй, позиция ВС РФ должна позитивно восприниматься автолюбителями. При взаимном нарушении ПДД в момент ДТП, впоследствии не нужно тратить время на длительные судебные тяжбы для получения хоть какой-то выплаты. Заявитель вправе требовать частичную компенсацию по калькуляции с учётом износа или отремонтировать автомобиль по направлению страховой компании, доплатив необходимую сумму (при двух участниках – 50%). Но на практике страховщики в большинстве подобных ситуаций отказываются урегулировать убыток. Автовладельцам предлагается обратиться в суд для установления степени вины.

В иных случаях нарушений своих прав страхователи нередко обращаются в надзорные органы с жалобами на действия страховой организации. Но здесь приходится сомневаться в помощи соответствующих компетентных структур. Центробанк и РСА пока не могут похвастаться чёткой позицией по данному вопросу. Можно, конечно, попробовать «убедить» страховщика в досудебном порядке, используя «нормативные» аргументы. Однако если эта затея не увенчается успехом, для решения вопроса придётся привлекать судебные органы.

Какой толк от Постановления Пленума ВС РФ, если для применения его позиций всё равно необходимо обращаться в суд? Неисполнение страховщиком обязанности по оплате 50% ущерба при «обоюдке» является нарушением.

Верховный Суд недвусмысленно говорит об этом. А значит, страхователь может претендовать на предусмотренные законодательством финансовые санкции в свою пользу. Возможно, со временем этот факт наведёт порядок в практике урегулирования подобных страховых случаев.

Степени вины при обоюдном ДТП

Ни один из законов не содержит такого понятия, как «обоюдная вина в ДТП». Однако в ФЗ № 40-ФЗ содержатся косвенные нормы, указывающие на порядок действий в аналогичных ситуациях. Поскольку происшествия с обоюдной формой вины встречаются не так редко, у сотрудников ГИБДД и работников страховых компаний выработана своя правоприменительная практика.

Обоюдная вина при ДТП – это ситуация, которая стала причиной аварии 2 и более ТС, но с обязательным условием виновности обоих водителей. Получается, что каждый участник является одновременно пострадавшим и виновным.

Важно отметить, что действия каждого участника должны быть одной из причин происшествия. Для установления истины требуется множество доказательств, которые рассматриваются в судебном порядке.

Определение формы и степени вины имеет важное значение при привлечении к ГПО. От этого зависит размер возможной компенсации. Согласно ст. 1083 ГК РФ, суд также должен учитывать вину потерпевшего.

Положениями ФЗ № 40-ФЗ предусмотрено, вина каждого участника влияет на определение размера компенсации. На этом основании суд вправе увеличить или уменьшить изначальный размер компенсации.

Если к наступлению аварии привели совместные нарушения обеих сторон, необходимо установить степень их вины. Для этого определяются конкретные пункты ПДД, которые не были соблюдены каждым водителем.

В законе не содержится четкого разграничения степени вины по категориям или процентам. Нельзя говорить, что один участник был виновен на 75%, а другой на 25%. Это субъективная категория, которая устанавливается исходя из имеющихся материалов. Ключевым элементом будет причинно-следственная связь между несоблюдением ПДД и наступлением аварии.

Автомобиль – это источник повышенной опасности, поэтому собственник всегда несет ответственность за причиненный другим лицам вред. Исключение – ситуации, в которых он не мог повлиять на ситуацию, и она произошла без его ведома.

В качестве примера можно разобрать следующую ситуацию. Один собственник припарковал автомобиль в запрещенном месте и нарушил ПДД касаемо стоянки и остановки ТС. Другой водитель ехал на высокой скорости, не смог справиться с управлением и столкнулся с автомобилем первого нарушителя. В этом случае рассматриваемая форма вины отсутствует.

Несмотря на то, что неправильная парковка является нарушением, она не была ключевой причиной возникновения аварии. Столкновение произошло из-за несоблюдения вторым участником скоростного режима. Исходя из этого, вся ответственность ложится на него.

За неправильную парковку водителю грозит только АО. На него может быть наложен штраф, а автомобиль эвакуирован на специализированную стоянку.

Оцените статью
Помощь юриста
Добавить комментарий

Adblock detector