Функции фонда социального страхования РФ

Какие бывают функции ФСС

Для рабочих и служащих главными функциями фонда ФСС представляется оплата временной нетрудоспособности, выплата пособий.

Наемные работники воспринимают Фонд как источник средств в определенных жизненных ситуациях.Но для того, чтобы средства расходовать, их вначале нужно получить.

Источником наполнения Фонда являются взносы работодателей, а при ликвидации предприятия – часть средств от его капитализации.

Кроме того, Фонд пополняется из государственного бюджета. В случае неправильной уплаты взносов предприятия выплачивают штрафы, которые тоже поступают в копилку Фонда.

При необходимости Фонд перераспределяет находящиеся в его распоряжении средства между отраслями и регионами.

Фонд распоряжается сетью санаториев и профилакториев, следит за состоянием зданий и их ремонтом, назначает руководство этих учреждений.

Важны контрольные функции ФСС. Контролю подлежит уплата взносов работодателями, а также правильность выплаты пособий застрахованным лицам.

Если по ошибке сотрудников Фонда произошла переплата, то с застрахованных лиц обычно не удерживаются перерасходованные деньги.

В том случае, если переплата произошла из-за умышленного обмана, если обнаружено предоставление неправильных сведений, утаивание информации, то переплаченные суммы могут быть взысканы.

Функции фонда социального страхования РФ

Отделения Фонда регистрируют страховщиков, следят за правильностью уплаты взносов, при необходимости перераспределяют средства, вкладывают временно свободные деньги в ликвидные государственные ценные бумаги.

В их число могут входить иностранные граждане, при условии оформления документов, дающих законное право для работы в России, и заключившие трудовой договор с работодателем.

Застрахованные женщины не только получают выплаты по беременности, родам и уходу за ребенком, но и дополнительные медицинские услуги, которые оказывают им медицинские учреждения, предъявляющие Фонду счета в соответствии с Родовым сертификатом.

Кроме прямой выплаты пособий, связанных с материнством, Фонд оплачивает патронажное медицинское обслуживание детей первого года жизни.

Самозанятые граждане, ведущие свой бизнес или занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, должны позаботиться о своей страховке в ФСС самостоятельно. Это касается и женщин, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.

Чтобы получить пособие по беременности и родам, по уходу за ребенком и все прочие выплаты от ФСС, связанные с материнством, предпринимателям нужно предварительно зарегистрироваться в ФСС и вносить добровольные взносы.

Документы, на основании которых выплачиваются средства, являются бланками строгой отчетности и имеют несколько степеней защиты.

Фонд социального страхования контролирует расходование средств, следит за их целевым использованием.

Как выполняются основные функции отделения фонда

2 июня 1903 года с высочайшего соизволения императора Николая II в Российской империи были введены «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности». Этот день считается официальной датой рождения государственного социального страхования в России.

Первое послереволюционное положение о социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году. Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. С 1922 года выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов.

В 1929 году государственное социальное страхование обрело единый бюджет. А с 1931 года за счет соцстраховских средств начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха), а также финансирование детских оздоровительных лагерей.

Указ Президента РФ от 7 августа 1992 года 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации»;

Указ Президента РФ от 28 сентября 1993 года 1503 «Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации»,

Постановление Правительства РФ от 26 октября 1993 года 1094 «Вопросы Фонда социального страхования Российской Федерации»;

Функции фонда социального страхования РФ

Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации

Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. 165-ФЗ

Ныне Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. Фонд финансирует выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и ежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, а также пособия на погребение умерших.

Кроме того, Фонд финансирует санаторно-курортное обслуживание работающих и членов их семей, детскую летнюю оздоровительную кампанию.

В 2000 году Фонд социального страхования начал выплаты по возмещению вреда пострадавшим на производстве в рамках обеспечения нового вида страхования, введенного Федеральным законом РФ от 24 июля 1998 года 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

С 1 января 2005 года на Фонд возложена задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 122-ФЗ в части обеспечения граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета.

Функции фонда социального страхования РФ

В этом же году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12. 2004 года 771 «Об утверждении Правил обеспечения в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета» на Фонд также возложена задача по обеспечению инвалидов, отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета.

Отделения Фонда созданы на территориях всех субъектов Российской Федерации.

Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы.

Социальное страхование в России существует уже около 100 лет. С 1933 по 1993 годы средствами государственного страхования ведали профсоюзы.

1.2 Содержание Фонда социального страхования РФ, его место в реализации социальной политики государства

Фонд социального страхования РФ создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования и является самостоятельным финансовo-кредитным учреждением.

• обеспечение гарантированных пособий;

• участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников;

• подготовка мер по совершенствованию социального страхования.

по временной нетрудоспособности (оплата больничных листов), расходы — более 70%; пособия по материнству и детству (по беременности и родам и в ранние сроки беременности, при усыновлении ребенка, при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет);

на оплату 4-х дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом; на погребение; на санаторно-курортное лечение работающих и их детей.

Выплата пособий по социальному страхованию, оплата работникам путевок на санаторно-курортное лечение, финансирование других мероприятий по социальному страхованию осуществляется через бухгалтерию работодателя.

Ответственность за расходование и правильность назначения пособий несет администрация предприятия в лице руководителя и главного бухгалтера. С 1999 года предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность (ст. 145_1 УК РФ).

Кроме того, с 2000 года на Фонд социального страхования РФ возложены функции по новому виду страхования — по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, за счет которого выплачивается страховое обеспечение пострадавшим на производстве (пособия по временной нетрудоспособности при производственной травме, единовременная и ежемесячные страховые выплаты, дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию).

Тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливаются ежегодно Федеральным Законом.

Функции фонда социального страхования РФ

• части единого социального налога по установленным налоговым ставкам ;

Предлагаем ознакомиться:  Проверить выплаты по страховому полису омс

• доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период;

• ассигнований из федерального бюджета РФ;

• добровольных взносов физических и юридических лиц;

• прочих доходов.

Осуществление контроля за полнотой и своевременностью уплаты взносов на социальное страхование возложена на ФСС и Министерство по налогам и сборам РФ, а за расходованием этих средств — на ФСС с участием профессиональных союзов.

Бюджет фонда и отчёт о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центpaльных отраслевых отделений фонда и отчёты об их исполнении после рассмотрения правлением фонда утверждаются председателем фонда.

Социальные страховые фонды образуются за счет основных источников: страховых взносов застрахованных, страховых взносов предпринимателей и субсидий государства.

Взносы застрахованных представляют собой прямой вычет из их дохода. По существу, это прямой целевой налог. Ставка взноса в большинстве развитых стран устанавливается в процентах к валовому заработку и является пропорциональной независимо от величины дохода. При этом предусматривается минимальный и максимальный доход, с которого взимаются взносы.

Субсидии государства фондам социального страхования включают взносы за неработающих граждан, военнослужащих и государственных служащих, дотации на возмещение дефицита бюджетов этих фондов и налоговые льготы. В последнее десятилетие возрастает значение нового источника финансирования фондов обязательного социального страхования — доходов от капитализации взносов.

Средства социального страхования используются в виде денежных выплат, финансирования услуг и предоставления льгот. Наибольшее социально-экономическое значение принадлежит денежным выплатам, которые занимают первое место и по объему ресурсов. Денежные выплаты представлены пенсиями и пособиями, имеющими целевую направленность как по характеру использования, так и по контингенту получателей.

Пособие — это гарантированная денежная выплата при временном перерыве в работе (первая группа пособий), а также для компенсации повышенных расходов, возникающих в определенных случаях (вторая группа). В первую группу входят пособия по временной нетрудоспособности, по безработице, по уходу за ребенком после его рождения, пособие по беременности и родам.

Вторую группу составляют пособия, выплачиваемые при рождении ребенка и на погребение умершего работника или члена его семьи. Особое место среди пособий по социальному страхованию занимает пособие по безработице, которое выплачивается из Государственного фонда занятости населения и негосударственных фондов страхования от безработицы.

Цели, на которые используются средства

Собранные средства расходуются для выплаты пособий в случае временной нетрудоспособности, на санаторно-курортное лечение, реабилитацию после травм, а также на погребение умерших.

Значительную часть средств ФСС направляет на пособия, связанные с материнством. Из фонда ФСС оплачиваются декретные отпуска женщинам, пособия при рождении ребенка и по уходу за ребенком до 1,5 лет.

Для поощрения женщин, ответственно относящихся к материнству, выплачиваются пособия беременным, ставшим на медицинский учет в ранние сроки беременности. Система выплат, связанных с материнством, направлена на стимулирование рождаемости.

Фонду принадлежит сеть санаториев и профилакториев, в которые направляют на лечение и оздоровление льготные категории граждан.

Какие бывают функции ФСС

• прочих доходов.

Назначение льгот связано с получением конкретного материального блага или услуги по льготным ценам. В силу этого льготы занимают промежуточное положение между натуральным и денежным распределением. Они дают возможность увеличения располагаемых доходов отдельных групп населения.

Современная система социальной защиты населения включает следующие основные элементы: совокупность государственных социальных гарантий, включая социальные льготы отдельным категориям населения (категориальные социальные выплаты); традиционную форму государственного вспомоществования (социальной помощи); социальное страхование (добровольное корпоративное и обязательное государственное).

Под системой социальных гарантии понимается предоставление социально значимых благ и услуг всем гражданам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемости. Минимальный набор и уровень этих гарантий является подвижным в зависимости от конкретно-исторических условий, ресурсных возможностей общества. Эта форма социальной защиты граждан основывается на принципах налогообложения и бюджетного финансирования социальных расходов.

К системе социальных гарантий примыкают социальные льготы, представляющие собой социальные гарантии отдельным категориям населения. Эта форма социальной защиты также характеризуется универсальностью предоставления социальных благ и услуг в пределах определенной социально-демографической группы населения (ветераны войны, инвалиды и др.) и обеспечением за счет бюджетной системы государства.

Под социальным вспомоществованием (помощью) как формой социальной защиты населения понимается предоставление социальных благ и услуг социально уязвимым группам населения на основе проверки нуждаемости. В традиционном понимании объектом социального вспомоществования являются малообеспеченные слои населения, доходы которых ниже черты бедности или прожиточного минимума.

Социальное страхование является формой социальной защиты населения от различных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов. Особенностью социального страхования является его финансирование из внебюджетных фондов, образуемых за счет целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства.

Система социального страхования состоит из двух частей. Первая часть должна обеспечить восстановление и сохранение трудоспособности работников, включая проведение профилактических и реабилитационных мероприятий; вторая — гарантирует материальное обеспечение лиц, утративших трудоспособность или не имевших ее.

Социальное страхование существует в двух формах: обязательного и добровольного. Обязательное социальное страхование является особой разновидностью государственных социальных гарантий, обеспечиваемых через целевые внебюджетные (государственные или общественные) фонды. В случае дефицита этих фондов государство оказывает им поддержку из средств бюджета. Таким образом, оно выступает гарантом финансовой устойчивости этих фондов и реализации программ обязательного социального страхования.

Добровольное социальное страхование строится на принципах коллективной солидарности и самопомощи при отсутствии страховой поддержки государства (государственного бюджета). Отличительными чертами этой формы социального страхования являются демократизм управления страховыми фондами, наиболее полная реализация принципа самоуправления, социальное партнерство работодателей и наемных работников, тесная зависимость страховых выплат и программ от уровня доходов страхователей.

Формирование современной системы социального страхования в России включает создание государственных внебюджетных фондов страхования от важнейших социальных рисков, а также образование негосударственных пенсионных, страховых и других фондов Государственные внебюджетные фонды обеспечивают защиту конституционных социальных прав граждан в условиях рыночной экономики и включают- Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского.

Становление государственных внебюджетных фондов социального страхования в период экономических реформ обусловило сокращение роли государственного бюджета в финансировании социальных расходов. Однако финансовое положение фондов социального страхования в РФ характеризуется неустойчивостью, что связано с нестабильностью экономики России в переходный период и с проблемой сбора страховых взносов.

Доходы фондов зависят от ставки страховых взносов и величины фонда оплаты труда в народном хозяйстве страны, который равен произведению средней заработной платы на численность работающего населения. Оба эти показателя в годы реформ сокращаются, чему способствует также рост теневой экономики. Уровень же ставок социальных страховых взносов в последние годы оставался практически неизменным. В результате общие расходы государственных внебюджетных фондов в реальном исчислении постоянно сокращаются.

Один из путей решения финансовых проблем этих фондов связан с ростом ставок страховых социальных платежей, однако пока не предполагается увеличивать их. Напротив, ставится цель уменьшения «налогового бремени» российских предприятий: на социальные страховые взносы уже приходится 25% их обязательных платежей.

Возможно также увеличение уровня страховых взносов работников в данные фонды с 1% заработной платы (взносы в Пенсионный фонд РФ) до 3-5% заработка. Кроме того, можно увеличить уровень самофинансирования отдельных внебюджетных фондов за счет части их резервов, направляемых в инвестиционные проекты и банковские депозиты при отсутствии задолженности перед населением по социальным выплатам из этих фондов.

Рост доходов внебюджетных фондов социального страхования также зависит от уровня собираемости социальных страховых взносов с предприятий и организаций. Каждый фонд самостоятельно собирает собственные социальные платежи, что связано со многими проблемами. Специалисты предлагают также включить фонды социального страхования в состав государственного бюджета, т.е.

преобразовать их в целевые бюджетные фонды. Это, возможно, облегчит Правительству РФ решение текущих проблем бюджетного дефицита и государственного долга, однако консолидация данных фондов в госбюджете не сможет улучшить их финансовое положение. Напротив, возрастет вероятность образования дефицита и увеличения задолженности перед получателями пенсий и пособий.

Предлагаем ознакомиться:  Как оформить совмещение сотрудником профессий (должностей)

Поэтому фонды социального страхования РФ должны сохранить внебюджетный статус. Федеральные законодательные органы и Правительство России обязаны осуществлять контроль за доходами и расходами этих фондов.

Возрастание степени социального риска неоправданно рассматривать как неудачное стечение обстоятельств; это закономерный, естественный в наших условиях процесс, своего рода «оборотная сторона» повышения экономической свободы. Отсюда несомненная необходимость создания таких механизмов и форм социальной защиты, которые были бы адекватны новым условиям в обществе, новому соотношению интересов работника, предприятия, государства и общества.

Осуществляющийся в стране процесс реформирования лишает систему социального обеспечения ее прежнего основного гаранта — стабильных поступлений из госбюджета. Бесплатные социальные услуги уходят в прошлое, вытесняясь платными. В основу формирующейся системы социальной защиты должны быть положены страховые методы.

В соответствии с классификацией основных причин потери заработка социальное страхование делится на несколько видов (ветвей): от несчастных случаев, по болезни, старости, инвалидности, в связи с материнством, потерей кормильца и, наконец, безработицей.

Помимо характера риска, при классификации видов социального страхования учитывается и способ его организации: на добровольных началах или в обязательном порядке. Между этими двумя основными формами возможен ряд переходных, объединяемых так называемым условно-обязательным страхованием. Еще одна грань отличия состоит в том, что страхование может быть местным, т.е. распространяющимся лишь на определенную территорию, и общегосударственным.

Наряду с социальным страхованием существует и другая форма социальной защиты – социальная помощь. В ее основе иные принципы организации. Практика страхования строится на прочной статистической базе, учете и анализе закономерностей того или иного вида риска, имеет своими важнейшими задачами его профилактику и снижение и распространяется прежде всего на экономически активное, занятое население (так как финансируется главным образом за счет его доходов).

Программы же социальной помощи носят в основном компенсационный характер, нацелены на поддержку наиболее уязвимых слоев населения и финансируются преимущественно из бюджетных средств различного уровня. Кроме того, существенной особенностью страхования является самопомощь его участников, самоуправление страховой организации.

Глава 3. Направления по совершенствованию деятельности ФСС РФ

Первые попытки реформирования были проделаны сразу, как только в 1990 году был избран новый состав Верховного Совета в России – изъятие из-под управления профсоюзов средств пенсионного обеспечения и созданием Пенсионного фонда России под управлением Правительства.

Следующим шагом в этом направлении было принятие законов о занятости населения и об обязательном медицинском страховании и создание вслед за этим фондов занятости и обязательного медицинского страхования. Завершился начальный этап реформирования социального обеспечения созданием в России государственного Фонда социального страхования и окончательного выведения всех средств социального страхования из-под контроля профсоюзов.

Основное, что было положительного на этом этапе – это то, что средства социального страхования (а на самом деле – средства социального обеспечения) были распределены по основным направлениям назначения: средства пенсионного обеспечения были сосредоточены в Пенсионном фонде, средства медицинского страхования – в ФОМСе, пособия по временной нетрудоспособности и некоторые другие социальные пособия – в ФСС и так далее.

Однако, этот этап не менял характера социальных платежей. Они фактически оставались различными видами социального налога. И таким образом, не смотря на свое название, никакой системы социального страхования в России по-прежнему не было. Поэтому Правительством Российской Федерации было принято решение о введении вместо разного вида социальных платежей единого социального налога, что было осуществлено при принятии Государственной Думой второй части Налогового кодекса.

Тенденции развития

Одновременно с этими процессами продолжалась работа над совершенствованием пенсионного обеспечения в России. Можно считать, что с момента принятия Правительством России решения о переходе к накопительной системе пенсионного обеспечения начался следующий этап общего реформирования социального обеспечения.

Он характеризуется тем, что начинается постепенный переход от чисто налогового характера аккумулирования средств социального обеспечения к принципам действительно социального страхования. Во-первых, следует обратить внимание на то, что наряду с чисто государственной социальной пенсией по старости предполагается ввести и отраслевые трудовые пенсионные системы, а помимо них еще и возможность дополнительного индивидуального пенсионного страхования.

Во-вторых, на текущий момент на рынке пенсионных услуг уже действует ряд негосударственных пенсионных фондов, деятельность которых регламентируется специальным федеральным законом. (В настоящих заметках мы не ставим своей целью обсуждение качества тех или иных нормативных актов в области социального обеспечения, мы только лишь отслеживаем общие тенденции в развитии социального обеспечения.

В то же время с упразднением Фонда занятости из поля зрения может выпасть одно из важнейших направлений в области социальной защищенности человека – страхование от безработицы.

С точки зрения специалистов Российского объединения социальных технологий (РОСТ) общая направленность социального обеспечения в России должна носить страховой характер. В России нужно последовательно строить эффективную систему социального страхования по всем видам социальных рисков. Как уже отмечалось, для этого уже существуют реальные предпосылки.

Теперь важно, чтобы действия всех участников такого строительства носили системный и целенаправленный характер. А для этого необходимо уже в ближайшее время разработать и принять федеральный закон об основах социального страхования в России. Основной целью такого закона должно быть определение правил деятельности всех участников системы социального страхования, выработка принципов социального страхования в России.

Организационные проблемы социального страхования в современной России

· Государственно-политические

· Законодательно-правовые

· Кадровые

· Организационно-технологические

· Морально-этические

· Информационно-просветительные

· Управленческие

Общие проблемы системы обязательного социального страхования

· Сохранение нестраховых принципов

· Отсутствие зависимости уровня выплачиваемых пособий от размеров отчислений

· Незавершенность правового регулирования системы государственного обязательного социального страхования

· Нет достаточного обоснования уровня социальных выплат

· Неблагоприятные демографические тенденции

Новый характер приобрела наша социальная политика и будет приобретать и в дальнейшем. Во-первых, ее главным объектом должны стать не просто социальные отрасли, а, прежде всего, сам гражданин, и именно для человека должны развиваться те социальные сферы, в которые в последнее время вкладываются значительные деньги.

Именно и для этого был создан фонд социального страхования, для реализации социальной политики Российской Федерации.

· Соблюдение конституционных прав граждан РФ

· Четкое определение целей, задач и источников финансирования по различным видам социального страхования

· Соблюдение страховых принципов

· Развитие персонифицированного учета во всей системе ОСС

· Адекватность уровня социальной защиты размерам страховых платежей

· Устранение дублирования функций

· Создание условий для достижения финансовой устойчивости системы ОСС

Благоприятные социально-экономические последствия реформ в системе социального страхования

· Создание условий для снижения налоговой нагрузки на ФОТ

· Установление объективно обоснованных тарифов страховых взносов

· Сохранение уровня государственных гарантий гражданам по временной нетрудоспособности и материнству, недопущение снижения размеров социальных пособий

Предлагаем ознакомиться:  Куда обратиться за деньгами на погребение

· Обеспечение сбалансированности между суммой обязательных платежей в рамках ОСС и размерами обеспечения по страхованию

· Достижение финансовой стабилизации системы ОСС и создание предпосылок для ее устойчивого развития на основе сбалансированности доходов и расходов

· Участие негосударственных институтов в системах ОМС и ОСС;

· Упорядочение систем расчета и выплаты пособий по ОСС

· Повышение роли сторон социального партнерства в управлении ФСС

· Создание условий для роста заработной платы, вывода заработной платы из ”тени” при увеличении объемов средств на социальное страхование

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998г. 145 ФЗ. С. 143-150.

2. Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1993. С. 94-109.

3. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 125-ФЗ (ред. от 01.12.2004, с изм. от 29.12.2004) // СЗ РФ от 03.08.1998, 31, ст. 3803, СЗ РФ от 03.01.2005, 1 (часть 1), ст. 28.

4. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 165-ФЗ (ред. от 05.03.2004) // СЗ РФ от 19.07.1999, 29, ст. 3686, СЗ РФ от 08.03.2004, 10, ст. 836.

5. Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» // САПП от 21 февраля 1994 г., 8, ст. 599.

6. Постановление Фонда социального страхования РФ от 5 января 1995 г. 1 «Об утверждении Положения об отделении Фонда социального страхования Российской Федерации»

7. Бабич А.М., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования. Учебное пособие. — М.: МГТУ, 2007.

8. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник. М.: Юнити Дана, 2008.

9. Бюджетная система России: Учебник/Под ред. Г.Б. Поляка. -М.: ЮНИТИ, 2007.

10. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы. — М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2007.

11. Гусаров В. М. Статистика. Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ, 2007.

12. Дегтярев Г. О дефицитности пенсионной системы// — Экономист . –2008.

13. Коломин Е.В. Основные предпосылки и направления повышения социально-экономической эффективности страхования // — Финансы. 2010.

14. Пешехонов Ю.В. «Внебюджетные социальные фонды: состояние и перспективы» // Финансы, 2010.

15. Российский статистический ежегодник 2010: Стат.сб./ Госкомстат России. М.: Госкомстат России, 2010.

16. Сенчагов В.К., Архипов А.И. Финансы, денежное обращение, кредит. М.: Проспект., 2007.

17. Смирнов С., Малеева Т. «Внебюджетные социальные фонды: варианты реформирования» // Человек и труд, 2010.

18. Соколов В. П. Особенности функционирования внебюджетных социальных фондов на современном этапе.// Экономический анализ: теория и практика. — 2010. — 10.

19. Социальная политика: реформы социального страхования // Общество и экономика. 2010.

20. Федотов Д.Ю. О формировании доходов внебюджетных фондов России // Финансы. — 2010.

21. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник для вузов. Под общ. ред. Л.А. Дробозиной. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007.

22. Финансы. Деньги. Кредит. Учебник/Под ред. О.В. Соколовой. М.: Юристъ, 2007.

23. Финансы: Учебник для вузов/Под ред. Г.Б. Поляка. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити — Дана, 2007.

24. Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. М.: Перспектива: Юрайт, 2008.

25. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды: Хрестоматия для дистанционного обучения / Сост. В. Н. Папело, С. Н. Мартынов.- Новосибирск: СибАГС, 2007.

26. Чернова Е.Г., Иванов В.В, Финансы, деньги, кредит. М.:Проспект. 2007.

27. Шмелев А.К. Модернизации финансовых механизмов государственных внебюджетных фондов требуется системный подход.//Аналитический вестник Совета Федерации.- 2008.

По каким направлениям совершенствуется деятельность

Законодательство в области социального страхования не вполне завершено, жизнь нередко ставит вопросы, на которые нет законодательно утвержденного ответа.

Это связано и с многоплановостью деятельности Фонда, и со сложной финансовой структурой. Идет работа по совершенствованию нормативно-законодательной базы. Возможно, некоторые функции Фонда со временем перейдут к другим организациям.

Новые информационные технологии, внедряемые сейчас во все сферы жизни, во многом изменили работу Фонда. Улучшился доступ к информации, она стала передаваться более оперативно. В то же время возросла отчетность.

Маловероятно, что отчетность сократится, но идет работа по улучшению программного обеспечения для работы с информацией, для оперативного заполнения отчетных форм с помощью компьютерных программ.

Оперативная работа со страховщиками – одно из направлений развития. Современные средства связи, в том числе Интернет, позволяют обеспечить своевременный обмен информацией, улучшить собираемость средств.

Средства Фонда расходуются преимущественно на оплату больничных листов и на выплату пособий по инвалидности. Это не является оптимальным решением.

Одна из программ развития – увеличение размера средств, направляемых на профилактику заболеваний и травматизма. Ранняя реабилитация после травм и заболеваний – тоже одна из важнейших задач, которая в настоящее время финансируется недостаточно.

Кроме денег, массовая реабилитация выздоравливающих требует значительной организационной работы, привлечения специалистов, предоставления помещений для лечебной гимнастики.

Одним из приоритетных направлений развития является увеличение финансирования мер, направленных на уменьшение заболеваемости у детей.

Специалисты отмечают случаи некачественного оказания медицинских услуг, выполняемых в рамках программы «Родовой сертификат».

Уравнительный характер страховых взносов также является предметом критики. Сделаны шаги в сторону дифференциации взносов в зависимости от степени риска, связанного с работой в той или иной сфере деятельности.

Предлагается внедрить гибкую шкалу для определения страховых взносов, учитывающую степень защищенности работников на конкретном предприятии.

Итак, ФСС гарантирует социальную защиту трудящихся, направляет средства на лечение, реабилитацию; оплачивает декретные отпуска и уход ха ребенком, медицинские услуги беременным женщинам и детям.

В случае отсутствия договора можно застраховаться, добровольно делать взносы в ФСС и пользоваться правом на все выплаты, связанные с материнством или временной нетрудоспособностью.

Приложение 2

Минимальные стандарты относительных размеров пенсий (для типичного получателя) в соответствии с международными и европейскими нормами

Стажевые требования Коэффициент замещения для одинокого пенсионера Коэффициент замещения для пенсионера, имеющего иждивенцев
базовые стандарты (Конвенция № 102, ЕКСО 1964 г.) повышенные стандарты (ЕКСО 1990 г.) повышенные стандарты (ЕКСО 1990 г.) базовые стандарты (Конвенция № 102, ЕКСО 1964 г.) повышенные стандарты (ЕКСО 1990 г.)
пенсии по старости
30 лет уплаты взносов или работы по найму или 20-летний период проживания в стране 40 лет уплаты взносов, трудовой деятельности или проживания в стране, включая все предусмотренные кредитные периоды 50

40

(мужчина с женой в пенсионном возрасте)

65

(мужчина с женой в пенсионном возрасте)

пенсии по инвалидности
15-летний стаж уплаты взносов или работы по найму или 10-летний стаж проживания в стране 15 лет уплаты взносов, трудовой деятельности или проживания в стране, включая все предусмотренные кредитные периоды 50

40

(мужчина с женой и двумя детьми)

65

(мужчина с женой и двумя детьми)

пенсии по случаю потери кормильца
15-летний стаж уплаты взносов или работы по найму или 10-летний стаж проживания в стране 15 лет уплаты взносов, трудовой деятельности или проживания в стране, включая все предусмотренные кредитные периоды

50

(вдова)

20

(ребенок)

40

(вдова)

65

(вдова с двумя детьми)

Оцените статью
Помощь юриста
Добавить комментарий

Adblock detector