Разворот на перекрестке: как развернуться и не лишиться прав

Особенности выполнения

Опытные водители, выбирая место для разворота, с уверенностью отдают предпочтение перекресткам. Недостаток знаний же можно легко компенсировать быстрым изучением правил в картинках. Поэтому при желании повысить удобство езды водители могут быстро получить нужную информацию.

Правила разворота зависят от особенностей перекрестка. Нужно их обязательно учитывать, чтобы сделать все безошибочно и не стать нарушителем или виновником случайного ДТП.

Развернуться на Т образном перекрестке может любое транспортное средство. Исключением являются лишь крупногабаритные внедорожники, которым требуется много пространства для выполнения маневра. Водителям таких авто рекомендуется найти другое место для разворота, т. к. они не впишутся в пределы дорожного полотна и будут вынуждены использовать задний ход, что запрещено правилами. За нарушение грозит штраф в виде 500 руб. При этом маневр может стать причиной серьезного ДТП или создания затора.

Выполнять правильно разворот на таком участке довольно просто. Нужно лишь максимально аккуратно проехать полукругом внутри перекрестка. Для исключения нарушений следует руководствоваться знаками «Главная дорога», «Стоп» и «Уступи дорогу». Если ни одного из них нет, а дороги равнозначны, то нужно пользоваться классическим правилом о помехе справа.

Перекрестки без нанесения разметки более вариативны для выполнения разворота. Можно использовать дальний или малый радиус на свое усмотрение. При выполнении маневра нужно рассчитывать траекторию, чтобы не пересечь границу проезжей части. Иначе есть риск получить штраф.

Разворот на перекрестке: как развернуться и не лишиться прав

При движении по регулируемому перекрестку следует учитывать сигнал светофора или указания инспектора-регулировщика, пропуская встречный поток машин. На нерегулируемых перекрестках все несколько сложнее. Перед началом движения потребуется определить, равнозначные ли дороги. Это можно понять из отсутствия знаков, показывающих статус каждой из них.

Во время разворота нужно пользоваться правилом помехи справа. Согласно ему, приоритетной считается полоса дороги, расположенной с правой стороны от водителя. Все авто, движущиеся по ней, следует пропустить. Если разворот выполняется по малому радиусу, то начинать его можно с края перекрестка. Для дальних радиусов правильно сделать его будет из середины, проехав чуть дальше.

Разворот на перекрестке: как развернуться и не лишиться прав

Мнение эксперта

Артемьев Дмитрий

Опыт работы судебным экспертом в области автотехнической экспертизы более 2-х лет, более 3-х лет работы в области страховых споров, обжалования вины в ДТП.

Задать вопрос

На неравнозначных дорогах нужно учитывать знаки «Главная дорога» и «Уступи дорогу», а также нанесенные на асфальт стоп-линии. Действовать водителю следует по ситуации. Если он находится на главной дороге, то должен пропустить машины, движущиеся навстречу. Автомобилисты со второстепенной обязаны дождаться разворота и только потом продолжать езду. Водитель же должен только проявлять внимательность и осторожно выполнять маневр. Если он сам находится на второстепенной, то нужно смотреть на обе неравнозначные дороги. Когда все автомобили проедут, тогда можно выполнить разворот.

Со светофором

Выполнять маневр на перекрестке с работающим светофором безопаснее всего. Водитель обязан пропустить только встречный поток, а по перпендикулярным дорогам машины будут стоять, т. к. сигнал для них сигнал запрещающий. На участке со светофором тоже нужно четко соблюдать траекторию своего маневра. Она должна быть в пределах перекрестка и придерживаться одного радиуса.

Перед началом движения требуется убедиться в отсутствии запрещающих разворот факторов. Регулируемый перекресток со знаком, не разрешающим поворот налево, все равно подойдет для маневра. Правила позволяют развернуться даже на таком участке.

В некоторых случаях можно развернуться вне перекрестков. Сделать это будет легко с помощью прилегающей территории. Маневры с ее использованием считаются безопасными, но новичкам даже они могут показаться очень трудными.

Если она находится справа, то действовать нужно следующим образом:

  1. Проехать немного вперед, убедиться в отсутствии помех, включить правый поворотник и сдать назад, въезжая на прилегающую территорию.
  2. Остановиться, не оставляя на проезжей части бампера, чтобы не мешать движущимся автомобилям. Потребуется пропускать на главной дороге и второстепенной все машины.
  3. Включить поворотник, убедиться в отсутствии помех и начать движение в нужном направлении, выехав на дорогу.

При развороте с левой прилегающей территории действия будут похожими. Только съехать туда будет труднее, т. к. потребуется встать перед разделительной полосой и пропустить все автомобили, движущиеся навстречу. Въехав на прилегающий участок, нужно будет убедиться, что отсутствуют помехи, и выехать задом на дорожное полотно, развернув авто в нужном направлении.

Предлагаем ознакомиться:  Банк подал в суд и присудил большие проценты

Выбор правильной траектории разворота на перекрестке

Конфликт между ГИБДД и  водителями,  которые  совершают разворот по кратчайшему пути (малому радиусу)  заключается в следующем.

ГИБДД считает, что  разворачиваясь по малому радиусу, на дорогах с разделительной  полосой  в середине маневра водитель попадает на  встречную полосу,  поэтому  таким водителям вменяют  нарушение  пункта 8.6 ПДД 

а соответственно  за такое нарушение  применяется пункт 12.15 КоАП.

Вся тонкость состоит в том, что в  пункте 8.6  ничего не сказано про разворот, и в ПДД нет точного определения пересечения проезжих частей, есть только определение перекрестка. 

Правила  разворота  описаны в  пункте 8.11 и  16.1 и они ничего не говорят о развороте по малому или большому радиусу

И поэтому между водителями и сотрудниками ГИБДД возникают постоянные споры.Не смотря на то, что момент спорный, в случае, если суд примет сторону ГИБДД, то водителю грозит лишение прав за выезд на встречную полосу.

А судебная  практика на сегодняшний день разнообразна.

В  2011 году  вышла методическая рекомендация УГИБДД ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 08 марта 2011 года № 12/2-2455

 Полностью можно ознакомится с ней в разделе Документы.  В рекомендации  сказано

Казалось бы, все сказано,  но  после 11 года неоднократно водители наказывались за  разворот  по малому радиусу и в Челябинске, и в Химках,   и в Екатеринбурге, в Ростове и в Санкт-Петербурге.

Поэтому, к сожалению, данный маневр по-прежнему остается в серой неопределенной зоне.

Разворот на перекрестке: как развернуться и не лишиться прав

Попробуем все- таки хоть как-то разобраться

Итак, рассмотрим все варианты.

Ближняя траектория обеспечивает более безопасный разворот на перекрестке. Она наиболее удобна и безопасна, поскольку создает минимум проблем остальным участникам движения, находящимся на перекрестке.

Однако выполнение разворота по ближней траектории не всегда находит понимание у сотрудников ГИБДД, утверждающих, что в момент выполнения разворота автомобиль какое-то время движется навстречу потоку транспортных средств.

Подобное утверждение тем более спорно, что при совершении обгона транспортное средство также движется по встречной полосе, однако никому не приходит в голову считать подобный маневр нарушением. Правила определяют невозможность движения во встречном направлении исключительно в запрещенных местах. В данной ситуации запрет на совершение такого разворота не оговорен ни одним из пунктов действующих ПДД.

В качестве подтверждения вышесказанного приведем один из информационных плакатов, размещенных в отделении ГИБДД и наглядно иллюстрирующий разворот налево на перекрестке, идентичном рассмотренному выше.

Подпись под рисунком понятна и категорична: нарушение отсутствует. Причем утверждение верно для обеих траекторий разворота. Однако обратим внимание на один ключевой момент. Такой маневр допустимо совершать только при развороте на перекрестке с одним пересечением проезжих частей.

В каких случаях рекомендован разворот по дальней траектории? Если расстояние от авто до края дорожного полотна менее 10 метров, то при совершении разворота по малому радиусу возникает риск наезда на бордюрный камень, как показано на рисунке. 

Этот маневр чреват не только возможной поломкой узлов ходовой части и рулевого управления автомобиля, но и потерей его управления. Серьезность проблемы заключается в том, что исправление данной ситуации без движения задним ходом невозможно, но по требованиям ПДД разворот  на перекрестке задним ходом запрещен.

Увеличение радиуса разворота при помощи выезда вправо не решает проблему, так как с крайнего правого положения разворот разрешен только вне перекрестков.

Единственно правильная траектория разворота на перекрестке в данном случае – дальняя, как показано на рисунке.

Но ошибочным будет предположение о том, что разворот по большому радиусу – средство от возникновения проблем. Так неожиданным препятствием может стать близко размещенный к пересечению пешеходный переход. На рисунке видно, что синий автомобиль наехал на «зебру», а разворот на пешеходном переходе считается грубым нарушением ПДД.

Или сплошная осевая линия разметки, пересечение которой не менее строго наказуемо.

Где можно разворачиваться

Зачастую выполнить разворот очень трудно. Особенно в случаях, когда человек едет в городе, где большой поток машин. Разворачиваться можно на перекрестах, на которых нет запрещающих знаков. Для этого нужно просто подъехать к повороту, пропустить встречные авто и начать движение. Если перед перекрестком есть знаки, позволяющие выполнить поворот налево, то в возможности проведения маневра можно не сомневаться. Разворот разрешен даже при запрете поворота налево, но тогда следует ориентироваться на линию разметки.

Разворот на перекрестке: как развернуться и не лишиться прав

Мнение эксперта

Предлагаем ознакомиться:  Правила разворота на Т-образном перекрестке

Артемьев Дмитрий

Опыт работы судебным экспертом в области автотехнической экспертизы более 2-х лет, более 3-х лет работы в области страховых споров, обжалования вины в ДТП.

Задать вопрос

Разворачиваться можно и не на перекрестке. Делать это разрешено только при отсутствии встречных или обгоняющих сзади машин. При этом маневр должны позволять линия разметки и отсутствие запрещающих знаков. Перед его выполнением нужно остановиться, убедиться в безопасности и включить поворотник. На узком участке дороги следует проявлять осторожность. Чтобы вписаться в поворот, рекомендуется начинать движение от обочины, но перед этим нужно обязательно пропустить все едущие авто. На обычной дороге разрешается движение задним ходом. Поэтому при совершении ошибок и не вписывании можно сдать назад.

По обучающим видео можно понять, как именно лучше всего выполнять разворот на перекрестках или обычных дорогах.

Пропуск встречного транспорта при развороте

разворот на перекрестке

Следующий нюанс, требующий уточнения, это место остановки на перекрестке для пропуска транспортного средства, двигающегося навстречу. При движении по главной дороге или при разрешающем сигнале светофора это не имеет решающего значения, ввиду наличия приоритета. Синий автомобиль может развернуться на перекрестке как по ближней, так и по дальней траектории, пропустив встречный транспорт.

Иная картина наблюдается при выполнении разворота с второстепенной дороги. Необходимость пропуска машин со всех направлений существенно усложняет данный маневр, особенно для водителей – новичков, им лучше найти другое место, чтобы развернуться. Если выполнение разворота неизбежно, оптимальным решением будет остановка у края пересекаемой дороги, как показано на рисунке, затем пропускаем все автомобили и разворачиваемся.

Выполняя разворот по большому радиусу (зеленый авто), будьте готовы к возникновению конфликтных ситуаций с водителями транспортных средств, выполняющих разворот по ближней траектории (синий авто).

Избежать столкновения поможет постоянный контроль за движущимся сзади транспортом со стороны водителя зеленого автомобиля, а водитель синей машины должен дождаться поворота зеленой машины и только потом разворачиваться сам.

Где нельзя

Правила разворота регламентируются ПДД п. 8, где прописаны места, выполнение маневра в которых запрещается. Об этом на дороге сообщают соответствующие знаки, устанавливающиеся Госавтоинспекцией.

Запрещено разворачиваться на участках с плохой видимостью. Иногда специальные знаки не размещаются, но определять такие места водители могут самостоятельно. Если маневр на подобной дороге приведет к ДТП, виновником станет разворачивающийся автомобилист.

Также запрещено выполнять маневр на участках дороги, имеющих соответствующую разметку. Водитель должен доехать до зоны, где пересечь встречную полосу будет разрешено. При езде задом для разворота тоже нужно учитывать дорожное движение – если действия создают помехи другим авто, то они запрещены.

Разворот на перекрестке где есть разделительная полоса

Почему акцент делается именно на разделительной полосе? Потому что именно она создает, то опасное направление движения автомобиля в лоб встречному движению, за которое и штрафуют водителей. Чем шире полоса, тем дольше происходит такое движение и тем серьезнее будет кара. Можно легко представить к чему может привести такой разворот на регулируемом перекрестке, если вы замешкаетесь, а встречные машины начнут движение. Но самое опасное выполнять такой разворот на нерегулируемом перекрестке. Тут уж до серьезной аварии остается полшага.

Разворот на перекрестке: как развернуться и не лишиться прав

Но в том случае, когда разделительная полоса заканчивается до пересечения проезжих частей,   разворот по малому радиусу можно делать, собственно для этого полоса и не доведена до конца.  И если сотрудник ГИБДД вас остановит,  в этом случае  вы можете  отстаивать свою  позицию с полным ощущением правоты,  так как  вы ни секунды не находитесь на встречной  полосе при таком маневре.

Но при этом надо еще помнить о пешеходном переходе. На пешеходном переходе как гласит пункт 8.11 ПДД разворачиваться нельзя. Поэтому если при развороте по малому  радиусу,  вы видите, что будете попадать на пешеходный переход, то опять- таки придется разворачиваться по большому радиусу.  Правда, за разворот на  пешеходном переходе   положен лишь штраф 500 рублей

статья 12.14 часть 2 КоАП

если вы видите, подъезжая к перекрестку, что осуществляя разворот по малому радиусу, вы какое-то время поедете в лоб встречному движению, значит, такой разворот делать опасно, конфликт с ГИБДД  очень вероятен. Следовательно, во избежание проблем, надо разворачиваться за центром перекрестка.

Чем шире разделительная полоса,  тем не безопаснее для вас самих.  Любая минимальная задержка, меняется сигнал светофора, и вы действительно оказываетесь на встречной полосе. На нерегулируемом перекрестке вы при таком развороте сразу оказываетесь на встречной полосе.

Также нельзя разворачиваться  по малому радиусу, если  в момент  разворота  попадете на пешеходный переход,  и если  на перекрестке есть сплошная линия (в реальной жизни  найти перекресток со сплошной линией  практически невозможно,  кроме как на картинке на сайте ГИБДД)

На перекрёстке Молодогвардейцев и Кашириных и так-то непросто разворачиваться, а пару дней назад{amp}amp;nbsp;обзор закрывали ёлки. Но сейчас их убрали

Однако, если  у вас есть достаточно  сил и времени, чтобы спорить с инспектором и судиться, то  у вас есть шансы выиграть дело, в виду того, что правила такой разворот впрямую не запрещают.

Предлагаем ознакомиться:  Правила выезда с кругового движения

Разделительная полоса, не доходящая до пересечения проезжих частей, не представляет собой значимого препятствия для осуществления разворота по малому радиусу.

Наличие разделительной полосы, доходящей до края проезжей части свидетельствует о том, что перекресток имеет пересечение двух проезжих частей. Поэтому разворот на таком пересечении возможен исключительно по дальней траектории.

Осуществление маневра по ближней траектории может привести к столкновению и  лишению водительского удостоверения.

Соответствует ли строгость наказания опасности правонарушения?

Нарушение, вменяемое сотрудником ГИБДД, состоит в выезде на встречное направление, что является нарушением п.8.6 ПДД.

1. Поворот налево

2. Движение прямо

разворот по малому радиусу

3. Еще один поворот налево

Таким образом, санкции со стороны инспектора следуют за совершение поворота налево с выездом на встречное направление, совершенное на первом этапе разворота по ближней траектории.

В случае, когда имеет место относительно широкая разделительная полоса, то разделение противоположно направленных транспортных потоков осуществляется при помощи дорожной разметки: сплошной или двойной сплошной линии.

В этом случае требования п. 9.1.1 категорически запрещают нахождение транспортных средств на полосе встречного движения.

Соответственно и на этом типе перекрестков выполнение разворота выполняется только по дальней траектории движения.

За подтверждением правильности представленных решений в описанных выше ситуациях вновь обратимся к информационным стендам отделений ГИБДД. На плакате показано, что разворот по малому радиусу на перекрестке с двумя пересечениями проезжей части расценивается как выезд на полосу встречного движения и карается лишением водительских прав.

Во избежание проблем при выполнении разворота на перекрестке со светофором, используя малый радиус, рассмотрим ситуацию подробно. Запрещающий сигнал светофора для водителей, движущихся по пересекаемой дороге, не дает права выполнения разворота по ближнему радиусу. Поскольку перекресток дороги с разделительной полосой, как уже было определено ранее, это два пересечения проезжей части, следовательно, правильной траекторией разворота на перекрестке такого типа является исключительно траектория большого радиуса.

Однако при высоком уровне организации дорожного движения поворот по ближней траектории становится возможным. Например, при наличии вот такой разметки разворот на регулируемом перекрестке нарушением ПДД не является.

Зато на перекрестке, на проезжую часть которого нанесена такая разметка, единственно правильный разворот – разворот по дальней траектории.

Очевидно, что при развороте на разделительной полосе, водителю необходимы: знание соответствующих положений ПДД и способность их уверенной практической реализации.

Штрафы за нарушение

Новички боятся разворачиваться на перекрестке не только вследствие страха попасть в аварию, но и по причине возможности получить крупный штраф. Если порядок действий при выполнении маневра был серьезно нарушен, то зафиксированная ошибка может стоить водителю даже водительского удостоверения. Все виды ответственности прописаны в статье 12.16 КоАП РФ.

Если автомобилист, перемещаясь по внешней траектории, при развороте попадает в свою полосу движения и случайно пересекает двойную сплошную линию разметки перпендикулярной дороги, то его ждет наказание. Оно не будет расцениваться как выезд на встречную полосу, но размер штрафа в 2020 году за такое нарушение составит от 1000 до 1500 руб.

При развороте по узкой траектории водитель столкнется с более серьезными проблемами. Выполняя маневр, он может попасть на встречную полосу, что рассматривается по КоАП отдельным нарушением. Штраф за неправильный разворот по внутренней траектории составляет 5000 руб. Иногда наказанием становится лишение прав до полугода. Если автолюбитель нарушит правила повторно, то он рискует остаться без водительского удостоверения на 12 месяцев.

Организационные методы обеспечения безопасности разворота на перекрестке

Разворот на перекрестке объективно отнесен к категории опасных маневров. Данный фактор обусловил проведение организационных мероприятий с целью выноса разворота за пределы пересечения проезжих частей. Места для разворота перед перекрестком – оптимальный вариант решения проблемы.

Еще одним решением, обеспечивающим безопасность участников движения при совершении разворота стали участки со специальной разметкой, расположенные между перекрестками.

В общем, представленная информация – это минимум, необходимый водителю для выполнения безаварийного разворота на всех существующих типах перекрестков.

Оцените статью
Помощь юриста
Добавить комментарий

Adblock detector