Закон понятие характеристика применение судами возможность судебной

Понятие закона применение судами возможность судебной проверки действующего закона

Формы проявления коллегиальности в конституционном и административном судопроизводстве, естественно, могут не совпадать. Состязательность и равноправие сторон как правовые принципы при рассмотрении дел в порядке судебного нормоконтроля также обладают спецификой.

В силу этой специфики, особый интерес представляет проблема процессуального положения прокурора, который в административном судопроизводстве обращается в суд в общих, т.е. публичных интересах, преследуя цель исключения из правовой системы России незаконных нормативных актов.

В качестве одного из общих принципов можно рассматривать правила о предмете рассматриваемого дела.

Отсутствие в законе четкого и однозначного разграничения судебной компетенции проверки нормативных актов и, вследствие этого, определенное пересечение полномочий органов конституционного контроля и судов общей юрисдикции вызвало известное противостояние правовых позиций Конституционного Суда и Верховного Суда РФ.

В Постановлении Конституционного Суда от 16 июня 1998 г. № 19-П по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции РФ говорится, что полномочие по разрешению дел о соответствии Конституции РФ целой категории нормативных актов (перечисленных в п. «а», «б» ч. 2 ст. 125 Конституции РФ) относится к исключительной компетенции Конституционного Суда, поэтому суды общей юрисдикции и арбитражные суды не могут признавать данные нормативные акты не соответствующими Конституции и потому утрачивающими юридическую силу.

Проверке на соответствие Конституции РФ подлежат, кроме того, Конституции республик, уставы других субъектов РФ, их законы и иные нормативные акты, изданные по предметам ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов, а также договоры между органами государственной власти РФ и ее субъектов и договоры между органами государственной власти субъектов РФ.

Конкретный нормоконтроль состоит в проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан или по запросу суда.

Внимание В связи с этим необходимо учитывать, что в рамках конституционного судопроизводства существуют две формы судебного контроля, в зависимости от субъекта обращения. Первая – это абстрактный нормоконтроль, вторая – конкретный нормоконтроль.

Абстрактный нормоконтроль заключается в том, что по запросу Президента РФ, любой палаты Федерального Собрания, одной пятой состава любой из этих палат, Правительства РФ, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, органа законодательной и исполнительной власти субъекта РФ Конституционный Суд обязан проверить, вне связи с каким-либо делом, конституционность федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ.

Обязательным условием принятия жалобы гражданина к рассмотрению, которое очень часто не учитывают заявители, является то, что оспариваемый закон должен быть применен или подлежит применению в касающемся непосредственно заявителя конкретном деле, рассмотрение которого в связи с правовым спором завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.

При организации судебного нормоконтроля в рамках административного судопроизводства предпочтение, с нашей точки зрения, следует отдавать конкретному нормоконтролю. В связи с этим возникает проблема практического свойства: возможно ли соединение в одном производстве дел по обращениям частных лиц и по обращениям прокурора, предъявляющего иск в общих интересах в тех случаях, когда обращения в суд касаются одного и того же предмета, т.е. одного закона или одной юридической формы.

С одной стороны, Конституцией, а также Федеральными конституционными законами «О Конституционном Суде Российской Федерации» «О судебной системе Российской Федерации» установлена исключительная компетенция Конституционного Суда и конституционных (уставных) судов субъектов РФ по осуществлению прямого конституционного контроля над определенными нормативными актами федерального и регионального уровня.

по мотивам нарушения прав и свобод, в том числе и конституционных.

Подзаконные акты — это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них.

Несмотря на то что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль. Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии. 1.

Обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 8 — 90 Конституции РФ) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место.

Предлагаем ознакомиться:  Что можно сделать в случае обвинения в том чего не было содеяно

Важно Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики при Верховном Суде Российской Федерации действует Научно-консультативный совет, состав которого утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации.

Закон понятие характеристика применение судами возможность судебной

Научно-консультативный совет изучает вопросы, возникающие в судебной деятельности, и разрабатывает соответствующие рекомендации: а) по проектам постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащих разъяснения по применению законодательства; по материалам обобщений судебной практики и судебной статистики; (пп.

Пока же Верховный Суд ориентирует суды на то, что дела о признании правовых актов, носящих нормативный характер, противоречащими закону должны рассматриваться как возникающие из административно-правовых отношений, по общим правилам ГПК с теми изъятиями и дополнениями, которые установлены законами РФ (п.

4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 1993 г. № 5). Очень интересным является такой общий принцип судебного нормоконтроля, как принцип допустимости обратной силы решений суда, констатирующего незаконность нормы, но только для тех лиц, которые выступали инициаторами рассмотрения дела.

Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.

3. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов.

Первая – это абстрактный нормоконтроль, вторая – конкретный нормоконтроль. Возможность судебной проверки действующего закона.

Закон понятие характеристика применение судами возможность судебной

Данный принцип продиктован уважением к общеправовому принципу юридической безопасности или правовой стабильности и означает, что решение суда о признании нормы незаконной имеет для всех правовые последствия лишь в будущем и не сказывается на тех правоотношениях, которые возникли до вынесения решения суда с момента принятия нормативного акта.

В связи с этим можно рассматривать как ошибочное Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел о признании правовых актов противоречащими закону по заявлениям прокуроров» (Постановление Пленума от 27 апреля 1993 г.Юридическая наука нашей страны занимается неуввязками судебной практики не одно десятилетие.

Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях: по истечении срока действия акта, на который он был принят; в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена); на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).

К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами страны.

Конституции РФ) Суды обязаны принимать решение в соответствии с, если, к примеру, при рассмотрении дела будет установлено несоответствие ему акта государственного или иного органа, это означает, что суд, принимая решение по существу, одновременно осуществляет контроль над содержанием подзаконных актов.

В-третьих, регулируют наиболее важные основополагающие отношения. В законах закрепляется общественный и государственный строй, компетенция центральных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан и т.д. В целях повышения эффективности осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства, регламентирующего деятельность судебных приставов, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 02.10.

Важно Все иные акты призваны в основном детализировать и конкретизировать нормативные установления законов.

Таким образом, закон – это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений. Законы многообразны, поэтому нуждаются в классификации. Способы защиты.

  • Демократ.гос-во -политическая организация власти,основанная на принципах разделениявластей, соблюдения прав человека,верховенства права во всех сферах жизни.Главным источником права явл-ся закон.В совр.юр. науке и практике термин«закон» употребляют двояко:1. как юр.нормативный акт высшего органавласти, принятый в особом порядкепарламентом 2. как нормативный акт(юр.

    документ) любого органа гос-тва,кот-ый содержит юр. нормы, обязательныеправила поведения. Закон- это обладающийвысшей юрид.силой нормативно-правовойакт, принятый в особом порядке высшимпредставит.органом гос.власти илинепосредственно народом и регулирующийнаиболее важные общ-ные отношения.Характерныепризнаки закона.1.Закон – это юр.документ, содержащий нормыправа. 2.

    Закон явл-ся результатомправотворческой деятельности высшегооргана гос.власти (парламента, монарха)или всего народа. 3. Закон регулируетнаиболее значимые, типичные отношенияв общ-ве. 4. Закон обладает высшей юр.силой,что проявляется в невозможности егоотмены другим органом, кроме принявшего,и в том, что содержанию закона не должныпротиворечить все иные юр. документы.5.

    Закон является фундаментальнымюр.документом. Он служит основойнормотворческой деят-ти иных гос.органов, судов. Виды:1. в зависимостиот их значимостив системе действующего законодательства:конституционные(органические)(закрепляют основы общ-ного и гос.строя,служат юрид.

    Предлагаем ознакомиться:  К какой школе прикреплён ваш дом?

    базой для текущегозаконодательства: Конституция и законы,вносящие в нее изменения и дополнения)и текущие(принимаютсяна основе и во исполнение конституционныхзаконов, составляют текущее законодательствои регулируют различные стороны эконом-кой,полит-кой, культурной жизни страны).Особая разновидность текущих законов- кодифицированные и чрезвычайныезаконы.

    Кодифицированныезаконы – юридически цельные, внутреннесогласованные акты, отличающиеся высокимуровнем нормативных обобщений ипризванные комплексно регулироватьопределенную сферу общ-ной жизни (Основызаконодательства и кодексы). Чрезвычайные(исключительные)законы принимаются при чрезвычайныхобстоятельствах, вызванных природными,экологическими, социальными и др.

    причинами,носят временный характер. 2. Вфедеративномгос-ве (Россия) различаются законыфедеральные и законы субъектов Федерации.3. Деление законовпо отраслямправа: отраслевые и межотраслевыезаконы, в которых содержатся нормынескольких отраслей права (законы оздравоохранении, в кот-х есть нормыадминистр., гражд., др.отраслей права).4.

    Покругу лиц(распространяются или на всех, или начетко обозначенную группу субъектов:военнослужащих). 5. Посубъектам принятияна принятые на референдуме, ФедеральнымСобранием РФ и представительнымиорганами субъектов.

    Симптомом является, вначале, мутизм предполагаемого субъекта оратора. Если он говорит, он, очевидно, вылечится от своего мутизма. Симптом есть что сказать – правда предмета. Если субъект готов говорить, его симптом можно воссоздать. Поскольку единство вне человеческого языка, существует множество значений, которые можно воссоздать для симптомов.

    Фрейд столкнулся с тем же, и именно этот предел он попытался трактовать в своем тексте «Термируемый и бесконечный анализ». Остается остаток, который остается неизлечим от стремления, которое всегда выполняется.

    Лакан указывает, что в этом лимите есть страдания и удовлетворение. Он ссылается на симптом как на смысл попытки вмешаться в фундаментальный недостаток, бессмысленность, которую язык и значение не могут покрыть.

    «Симптом» можно понимать как результат структуры, отмеченной ошибкой, представляющей правду, указывающую на эту внутреннюю ошибку.

    43. Понятие и характеристика системы законодательства

    Системазаконодательства– совокупность нормативных правовыхактов, в кот-х объективируются внутренниесодержательные и структурные характеристикиправа. Эта система явл-ся внешнимвыражением системы права. Системазаконодат-ва складывается в результатеиздания правовых норм, закрепления ихв официальных актах и систематизацииэтих актов. Она имеет сложную структуру.

    В зависимости от оснований выделяетсягоризонтальная, вертикальная, федеративнаяи комплексная системы законодат-ва.Системазаконодательства– совокупность источников праваопределенного гос-ва, являющихся формойзакрепления и выражения правовых норм.Система законодат-ва отличается отсистемы права.

    Первая относится к внешним формамвыражения права, характеризует состояниеисточников права; вторая характеризуетвнутреннее строение права, группировкуего норм по отраслям и институтам. Междусистемой права и системой законодат-васуществует теснаясвязь каксвязь содержания и формы.

    Система праватребует, чтобы источники правасистематизировались по отраслевомупризнаку, нормы одной отрасли праваобъединялись в единый кодифицированныйакт или сборник законодат-ва. Т.о., системаправа – основа систематизации законодат-ва.Кодификация явл-ся высшей формойсистематизации, потому что учитываеттребования системы права, осуществляетсяобычно по отраслевому основанию.

    Большинство кодифицированных актовсодержат нормы одной отрасли или одногоинститута права. Структура:1. Горизонтальное(отраслевое)строение системы законодат-ва обусловленопредметом правового регулирования -фактическими общ-ными отношениями. Наоснове этого вычленяются отраслизаконодат-ва, соответствующие отраслямсистемы права (констит-ное право –констит-ное законодательство). 2.

    Вертикальное(иерархическое)строениеотражает иерархию органов гос.властии нормативно-правовых актов по ихюр.силе. Во главе системы нормативно-правовыхактов РФ стоит Конституция, далее идутзаконы, указы Президента, постановленияПравительства, нормативные акты местныхорганов власти, локальные нормативныеакты. 3.

    Федеративноестроениесистемы основано на двух критериях -федеративной структуре гос-ва и кругеполномочий субъектов Федерации в сферезаконодат-ва.

    Можно выделить три уровнянормативно-правовых актов РФ: федеральноезакон-во (Конституция РФ, федеральныезаконы, указы Президента, постановленияПравительства РФ); законод-во субъектовРФ (уставы, законы, постановления главадминистраций); законод-во органовместного самоуправления (решения,постановления). 4.

    Комплексныеобразованияв системе законод-ва складываются взависимости от объекта правовогорегулирования и системы гос-ногоуправления. К ним относятсяприродоохранительное, транспортноезакон-во, нормативные акты, определяющиеправовое положение отдельных социальныхгрупп (молодежи, женщин, ветеранов). Видызакон-ва: 1.в зависимости от соотношенияс отраслями права:отраслевое (нормы только одной отрасли- уголовное), внутриотраслевое (нормыодного института – авторское), комплексное(нормы неск. отраслей). Существуют отраслиправа, не имеющие в системе закон-ваотрасли для воплощения (аграрное). 2.по территории:федеральное, региональное, местное.

    В этом заключается «неизлечимый» аспект симптома. Структурное отсутствие Другого языка должно рассматриваться субъектом, который для этого использует симптом. Интересно отметить, что субъект поддерживается не страданием, а удовлетворением. Поэтому для субъекта так сложно отказаться от симптома, поскольку он проявляет, даже если он перевернутый, его способ удовлетворения и поддержания.

    Изменение трудового договора

    Это тяжелое ядро, нетронутое по смыслу, – это то, что Лакан устанавливает в этот второй момент своего учения как наслаждение симптомом. Из семинара, книга 1: технические труды Фрейда указывают, с Фрейдом, что в симптоме присутствует отклоняющееся удовлетворение. В Семинаре, Книга 14: Логика Призрака, Наслаждение определяется как.

    • о военном положении;
    • о чрезвычайном положении;
    • о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта;
    • об изменении статуса субъекта РФ;
    • о государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации;
    • о референдуме;
    • о судебной системе;
    • о судах основного звена;
    • о Конституционном Суде РФ;
    • о Верховном Суде РФ;
    • о Высшем арбитражном суде РФ;
    • о Конституционном собрании РФ.
    Предлагаем ознакомиться:  Налоговый вычет на ребенка инвалида в 2020 году || Вычеты на детей инвалидов прекращается

    Проверка конституционности законов по запросам судов Пунтус Сергей Александрович

    Нормативную основу исследования составили: Конституция РФ, федеральное законодательство, нормативные правовые акты субъектов РФ; зарубежное законодательство, регулирующее деятельность органов конституционного правосудия.

    Считается, что идея конституционного контроля появилась в начале XII века в Великобритании и была связана с деятельностью Тайного совета, который признавал законы легислатур колоний недействительными, если они противоречили законам английского Парламента, изданным для этих колоний, или общему праву.

    Однако в современном понимании конституционный контроль появился впервые в США: в деле У. Мэрбери против Дж. Мэдисона в 1803 году Верховный суд объявил, что федеральная Конституция — высший закон страны и любой закон Конгресса, противоречащий Конституции, может быть признан судом неконституционным.

    Поиск

    Важно

    important

    Особенностью законов субъектов Российской Федерации является то, что они не могут противоречить общефедеральному законодательству и действуют только на территории субъекта Федерации. Основными нормативными актами, регламентирующими взаимоотношения органов власти и граждан на уровне республик, являются конституции республик, на уровне краев и областей — уставы, выполняющие функции региональных конституций. Виды законов по сроку действия: постоянные; чрезвычайные исключительные законы – принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер.

    Конституции Российской Федерации и потому утрачивающими юридическую силу.

    Как отмечают эксперты, прямое применение Конституции РФ — частный случай «саморегуляции», преодоления коллизий правовых норм. По общему правилу преодоления иерархических коллизий, приоритет имеет норма, имеющая более высокую юридическую силу. Думаю, у нас нет убедительных теоретических и практических аргументов для оспаривания вывода о том, что Конституция РФ, имеющая верховенство над другими нормативными правовыми актами, должна применяться правоприменителями непосредственно (прямо) в процессе правоприменения [6] .

    Консультация юриста

    Внимание Зaкoны и иные правовые акты, принимаемые в Poccийcкoй Фeдepaции, не должны противоречить Koнcтитyции Poccийcкoй Фeдepaции.» в). Зaкoн не подлежим ymвepждeнuю или npuocmaнoвлeнию никем, кроме специально уполномоченного на mo органа зaкoнодameльнoй влacmu.

    Haпpимep, Koнcтитyциoнный Cyд может признать закон принятый Пapлaмeнтoм неконституционным, но отменить его может только сам законодательный орган. 2.

    Обязательным условием принятия жалобы гражданина к рассмотрению, которое очень часто не учитывают заявители, является то, что оспариваемый закон должен быть применен или подлежит применению в касающемся непосредственно заявителя конкретном деле, рассмотрение которого в связи с правовым спором завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.

    Внимание Нематериальные блага, их защита. Особенности зашиты чести, достоинства и деловой репутации.

    Инфо

    info

    Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему. Высшим нормативным правовым актом в России считается Конституция Российской Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации, нормативные правовые акты вступают в силу только после публикации.

    Они выставлены в хронологическом порядке в специальном разделе сайта.

    Информация

    Закон, по сути, в демократическом государстве, должен быть правовым, ориентированным на воплощение правовых принципов, (общечеловеческих ценностей, принципа справедливости и др.). Правовой закон должен отражать объективные тенденции социального прогресса, не может запрещать гражданам то, что относится к правам человека, и не может дозволять государственным органам принимать решения, ограничивающие основное содержание прав и свобод человека и гражданина.

    — по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские и т.п.);

    — по субъектам законотворчества (принятые представительным законодательным органом государственной власти – Государственной Думой Федерального Собрания РФ и т.д.

    Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г

    Исходя из этих положений Конституции, следует иметь в виду, что отсутствие прописки либо регистрации, заменившей институт прописки, само по себе не может служить основанием для ограничения прав и свобод человека, включая и право на жилище. При рассмотрении дел, связанных с признанием права пользования жилым помещением, необходимо учитывать, что данные, свидетельствующие о наличии или отсутствии прописки (регистрации), являются лишь одним из доказательств того, состоялось ли между нанимателем (собственником) жилого помещения, членами его семьи соглашение о вселении лица в занимаемое ими жилое помещение и на каких условиях.

    6. Обратить внимание судов на то, что в силу ч. 3 ст.

    Оцените статью
    Помощь юриста
    Добавить комментарий

    Adblock detector