Нуждающиеся в жилье: признание и предоставление в 2020 году

Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях

Введение

Настоящие Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (далее — Методические рекомендации) носят рекомендательный характер и разработаны с целью единообразного применения положений Жилищного кодекса Российской Федерации органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и оказания им методологической и методической помощи при определении прав граждан на получение жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на основе учета доходов граждан и стоимости принадлежащего им имущества.

Настоящие Методические рекомендации содержат: — рекомендации по установлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма;

— рекомендации по установлению органами местного самоуправления размера, дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма;

— рекомендации по процедурам проведения органами местного самоуправления проверки достоверности предоставленных гражданами сведений и переоценки размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях подтверждения решения о признании граждан малоимущими;

— рекомендации по вопросам организации работы органов местного самоуправления, осуществляющих признание граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

Данные Методические рекомендации разработаны в соответствии с нормами Жилищного кодекса, устанавливающими, что «определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» и «определение порядка предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда», отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации (пункты 3 и 4 статьи 12 Жилищного кодекса) и регулируются непосредственно самим Жилищным кодексом.

Данные Методические рекомендации взаимосвязаны с «Методическими рекомендациями по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма».

1. Общие положения

1.1. Жилищный кодекс Российской Федерации (далее — Жилищный кодекс) устанавливает, что малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.

Нуждающиеся в жилье: признание и предоставление в 2020 году

Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса).

1.2. В соответствии с Жилищным кодексом установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 13 Жилищного кодекса).

1.3. В соответствии с Жилищным кодексом установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда отнесено к компетенции органов местного самоуправления (пункт 2 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса).

При этом органы местного самоуправления принимают решения о признании граждан малоимущими с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса).

Как указывалось выше, главным критерием необходимым для получения жилья является определение уровня обеспеченности жилым помещением. Обеспеченность жилыми помещениями оценивается исходя из соответствия площади имеющегося у претендующих на получение жилья граждан жилого помещения учетной норме жилого помещения, а также условиям, установленным в ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

Согласно п. 4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее – учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетную норму для каждого населенного пункта определяет орган местного самоуправления (п. 5 ст. 50 Жилищного кодекса).

Например, для Москвы учетная норма устанавливается в размере 10 кв. м площади жилого помещения для отдельных квартир и в размере 15 кв. м площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям (п. 3-4 ст. 9 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»).

В Перми учетная норма установлена в размере 12 кв. м площади жилого помещения на одного человека (Решение Пермской городской Думы от 30 мая 2006 г. № 103 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма»).

Согласно п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее – нуждающиеся в жилых помещениях):

  • не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
  • являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
  • проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
  • являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (Постановление Правительства РФ от 16 июня 2006 г. № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире«).

Следует также остановиться на так называемом обязательном сроке проживания, устанавливаемом некоторыми субъектами Российской Федерации в качестве обязательных условий для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда. В Москве, например, обязательным условием для признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях, наряду с условиями, перечисленными в ч. 1 ст.

51 Жилищного кодекса и в Законе города Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», является срок проживания в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет. В связи с этим п. 3 ст. 7, ч. 6 ст. 11 , ч. 2 ст.

Предлагаем ознакомиться:  Очередь на жилье - кто и как может встать на очередь на квартиру

38 закона города Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», устанавливающего такие сроки проживания, стали предметом рассмотрения Судебной коллеги по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации. Рассмотрев жалобы граждан на вышеуказанные положения закона города Москвы, сопоставив нормы закона с федеральным законодательством, судебная коллегия пришла к выводу о том, что вопрос о конкретном сроке постоянного проживания как обязательном условии признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, Жилищным кодексом РФ не решен.

Возможные проблемы и судебная практика

На федеральном уровне определяют общие тематические мероприятия, выделяют значительную часть финансирования целевых программ. Местные органы власти устанавливают коррекции с учетом региональных условий. Базовый принцип – оказание помощи гражданам, которые не способны самостоятельно обеспечить достойные условия проживания.

В соответствии с отмеченными особенностями следует привести стандартные условия предоставления жилья (субсидий) малоимущим:

  • доход на одного члена семьи меньше прожиточного уровня;
  • общая площадь не соответствует нормативам;
  • эксплуатировать недвижимость нельзя по причине плохого технического состояния.

Основные правила определены следующими законодательными актами:

  • основные критерии – ЖК РФ (гл.7);
  • порядок определения прожиточного минимума – ФЗ № 134 от 24.10.1997;
  • учет общих доходов для обеспечения жильем на льготных условиях – ПП № 512 от 29.06. 2011;
  • расчет среднедушевого дохода – ФЗ № 44 от 05.04.2003;
  • предоставление социальной помощи малоимущим и другим категориям граждан – ФЗ № 178 от 14.07.1999.

Выделенные по целевой программе денежные средства можно использовать:

  • на покупку жилья или компенсации расходов;
  • для оплаты первого взноса по ипотечному кредиту;
  • при выполнении обменных операций с недвижимостью;
  • для реконструкции частного дома.

Определяющий норматив – минимальный прожиточный минимум (МПМ). По действующим правилам этот показатель уточняют ежеквартально. Расчет выполняется по единой методике, но с учетом региональных особенностей. Отдельно делают вычисления с учетом особенностей потребления разных категорий граждан. Ниже приведены справочные данные по состоянию на последний квартал 2018 г. (общий МПМ/ трудоспособный человек/ пенсионер/ ребенок) в руб.:

  • Алтай – 9 752/ 10 154/ 8 248/ 9 938;
  • Бурятия – 10 395/ 10 815/ 8 263/ 10 799;
  • Ленинградская обл. – 10 239/ 11 088/ 8 777/ 9 877;
  • Московская обл. – 12 181/ 13 498/ 9 100/ 11 925.

Для получения соответствующего статуса необходимо доказать отсутствие доходов по причинам, которые не зависят от действий заявителя. Не получится получить жилье от государства, если кроме отсутствующего трудоустройства нет регистрации безработного. Для расчета берут суммарные доходы за отчетные 3 месяца и делят на количество членов семьи. Кроме официальной заработной платы учитывают следующие позиции:

  • алименты на ребенка;
  • разовые вознаграждения;
  • авторские гонорары;
  • арендные платежи;
  • дивиденды;
  • студенческие стипендии;
  • социальную помощь (денежные выплаты).

Временно неработающая мать в декретном отпуске может быть признана малоимущей. Эта ситуация не является тунеядством по действующему законодательству.

Нуждающиеся граждане вправе рассчитывать на льготы не только при низком уровне доходов. Они могут получить в пользование социальное жилье, когда не выполняются нормативы по размерам площади на одного человека. По федеральным законам – от 18 м кв. (допустима коррекция региональными органами власти).

Нужно правильно понимать отличия разных норм:

  • социальная – применяется в расчетах субсидий на покупку недвижимости (оплаты коммунальных услуг);
  • предоставления – учитывается при экстренном выделении жилья из подменного фонда (аварии, катастрофы, иные особые обстоятельства);
  • по учетной – оценивают необходимость улучшения имеющихся условий проживания;
  • санитарную – применяют для выделения комнаты в общежитии.

По специальной программе выполняют расселение в следующих случаях:

  • запланированный капитальный ремонт (реновация);
  • аварийное состояние здания;
  • снос дома для строительства автомобильной дороги, решения иных муниципальных (общегосударственных) задач.

Причиной получить бесплатное жилье может быть наличие соседа, страдающего тяжелым заболеванием. В этой ситуации комиссия муниципалитета принимает решение на основании официального медицинского заключения.

На этапе подготовки рекомендуется уточнить правила, установленные региональными законодателями. На официальном сайте крупного муниципального образования можно узнать, как встать в очередь на жилье малоимущим. Жители небольшого поселка обращаются для получения информации в местную администрацию.

В любом случае необходимо доказать отсутствие достаточного дохода. Пример расчета:

  • семья (2 взрослых, 1 несовершеннолетний ребенок, Московская обл.) планирует встать в очередь на жилье малоимущим;
  • суммарная заработная плата за три месяца по выписке из бухгалтерии составила 64 200 р. = 21200 23400 19600;
  • доход на одного человека подтверждает возможность получения соответствующего статуса: 64 200/3/3 =7 133{amp}lt; 12 181.

Документы принимают с регистрацией в журнале учета. Как правило, для проверки реальных условий проживания администрация муниципалитета создает специальную комиссию. Не более чем через месяц – формируется решение, о чем заявителю сообщают в письменной форме.

Кроме помощи в приобретении жилья, малоимущим предлагают в пользование недвижимость по схеме социального найма. В этом случае учитывают действующие нормативы по площади. Ответственный квартиросъемщик вписывает в договор членов своей семьи. Всем жильцам предоставляется право постоянной прописки.

Малоимущей семье в рамках дополнительных программ предоставляют:

  • целевые субсидии на оплату ЖКУ;
  • освобождение или уменьшение налоговой нагрузки (на федеральном и региональном уровне);
  • бесплатные консультации по юридическим вопросам;
  • обеспечение продуктами питания, медицинской помощью, иные формы поддержки.

При обращении в подразделение местной администрации предоставляют гражданские паспорта (другие удостоверения личности) всех членов семьи. Представленный ниже перечень нуждающиеся в жилье малоимущие граждане корректируют с учетом реальных исходных условий:

  • зарплату за три месяца подтверждают справками из бухгалтерии предприятия работодателя;
  • документально показывают получение (отсутствие) иных доходов;
  • для точного расчета размеров общей площади на человека передают план квартиры, который можно получить в БТИ либо в «Росреестре».

Важные нюансы:

  • справку о прописанных жильцах может получить в МВД только владелец недвижимости или уполномоченное лицо;
  • специальной выпиской из базы данных ЕГРН можно подтвердить отсутствие жилья в личной собственности;
  • членами семьи являются супруги, дети, родители;
  • аналогичный статус получают другие родственники (иждивенцы), с постоянной регистрацией по этому же адресу.

Кроме малоимущих граждан государство предоставляет помощь:

  • молодым и многодетным семьям;
  • инвалидам (1 и 2 гр.);
  • чернобыльцам;
  • ветеранам;
  • отдельным категориям специалистов;
  • военнослужащим;
  • сотрудникам правоохранительных органов.

Для каждой категории утверждены специальные правила. Так, возраст каждого супруга для соответствия определению «молодая семья» должен быть не более 35 лет на дату предоставления субсидии. Помощь оформляют в виде именного сертификата. Этими деньгами можно оплатить вступительный взнос для получения ипотеки либо использовать для расчетов с продавцом. Обязательно проживание на территории региона. Можно изучить подробно другие программы подробно с помощью публикаций нашего сайта.

Куда обращаться

Заявление и сопроводительные документы передают в специализированное подразделение местной администрации. На стадии приемки осуществляется первичная проверка. Отдельные муниципальные образования организовали подачу заявлений через МФЦ. В любом случае требуется личное присутствие для удостоверения личности заявителей.

Бесплатное жилье малоимущим предоставляют на основании определенного статуса. Поэтому некоторые муниципалитеты требуют регулярно подтверждать низкий уровень доходов. Как правило, эта процедура выполняется регулярно после формирования новых ежеквартальных данных о минимальном прожиточном уровне для конкретного региона.

Государственное обеспечение малоимущих подразумевает:

  • плохие условия проживания;
  • отсутствие недвижимости в собственности.

При изменении перечисленных или других значимых факторов допустимо исключение из очереди. Аналогичное решение будет принято после выявления мошенничества, ошибок и намеренных искажений в предоставленных данных. Если действия заявителя сопряжены с материальным ущербом, не исключены административные и уголовные наказания.

Нуждающиеся в жилье: признание и предоставление в 2020 году

Отрицательное решение о выделении субсидии на жилье малоимущим семьям можно оспорить в судебных инстанциях. Для правильной подготовки искового заявления нужно подготовить объективные доказательства своей правоты. Пригодятся дополнительные сведения, представленные в тематических разделах нашего сайта.

Чтобы удовлетворить большее количество заявок, для малоимущих строят и выделяют недвижимость со сравнительно низкими потребительскими характеристиками. В соответствии с действующими правилами эти объекты должны соответствовать:

  • строительным и санитарным нормам;
  • критериям жилых помещений.

Несмотря на отмеченные минимальные требования, жилье малоимущим семьям в 2020 году выделяют в недостаточном количестве. Кроме недостаточного финансирования местных бюджетов, эксперты отмечают плохое решение организационных вопросов и ошибки в планировании.

Отказ в оказании помощи с предоставлением жилья нуждающемуся лицу – еще не повод расстраиваться. Во-первых, важно выяснить по какой причине специалисты ссылаются на невозможность участия гражданина в программе. Если весомых аргументов от работников нет, рекомендуется подавать иск в суд на жилищную инстанцию.

Частая причина подобной ситуации кроется в:

  • предоставлении неполного комплекта документов;
  • указании в заявлении неточных/заведомо ложных сведений;
  • несоответствии требованиям выбранной программы.

Решение проблемы, соответственно, будет таковым – донесение необходимых бумаг, исправление недочетов в документах, участие в ином подходящем проекте (при наличии такового).

Предлагаем ознакомиться:  Могут ли приставы арестовать единственное жилье должника

1. Общие положения

Законодательная база

В законодательстве Российской Федерации имеется несколько нормативных документов, решающих вопросы нуждающихся в жилых помещениях. Например, в статье 49 Жилищного Кодекса расписаны условия предоставления жилья по договорам социального найма. В статье 51 того же законодательного акта отражена информация относительно требований, предъявляемых к потенциальным нуждающимся заявителям на получение бесплатных/льготных квадратных метров.

Однако кроме документов, принятых на Федеральном уровне, во многих регионах страны имеются собственные принятые жилищные приказы и акты. К примеру, в Новосибирске и области местная власть помогает решить проблемы с жильем молодым семьям (об этом свидетельствует Постановление Правительства Новосибирской области от 15 сентября 2014 года под номером 352-п). Другой вариант – государственная поддержка многодетным семьям (программа принята в Республике Башкортостан – закон под номером 87-з от 24.07.00).

Какое предложение сделал Путин

Следует понимать, что кроме малоимущих, субсидии на жилье получают другие категории льготников. Это увеличивает количество очередников. О сложной ситуации свидетельствует актуальная статистика по участникам военных действий и членам их семей. Средний срок ожидания превышает 14 лет.

Путин поручил найти малоимущим (иным льготникам) жилье в сжатые сроки. Соответствующее поручение правительству РФ содержит несколько важных определений:

  • недвижимость сохраняется в собственности государства;
  • активизируется программа общего повышения комфортности (качества инфраструктуры) городской среды;
  • ставка по ипотечным кредитам снижается до среднего уровня менее 8%;
  • в общем объеме целевого финансирования большую часть (90%) сформируют за счет федеральных средств;
  • выделяются дополнительные земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов;
  • обеспечивается согласованность действий ведомств и организаций для снабжения новых объектов электричеством, газом, водой.

Следует подчеркнуть, что Путин поручил обеспечить малоимущих качественным жильем. Прокуратура совместно с Роспотребнадзором и Министерством строительства РФ будут контролировать данный параметр на стадии ввода в эксплуатацию новых зданий.

Основные варианты получения квартир от государства

Материальной основой для предоставления домов и квартир выступают государственные жилищные фонды, осуществляющие свою деятельность на федеральном и региональном уровне.

Как можно получить квартиру бесплатно?

Существует несколько важных условий использования этой форм государственной поддержки.

  • Во-первых, любое жилье предоставляется не в аренду и не в собственность, а лишь в рамках договора социального найма (собственником недвижимости остается государство);
  • Во-вторых, претендент на квартиру от государства должен иметь статус малоимущего, а также действительно нуждаться жилище;
  • В-третьих, бесплатное распределение домов и квартир распространяется только на граждан России.

Обычно процедура получения бесплатной квартиры от государства в общих чертах выглядит так: претендент подает на рассмотрение пакет документов, по итогам их изучения специальная комиссия выносит положительное решение, заявителя ставят в очередь на жилье.

Тем не менее можно выделить категории граждан, которые могут стать обладателями бесплатной жилого помещения:

  1. Лица, жилища которых не могут использоваться для дальнейшего проживания и не подлежат восстановлению (конструкции в аварийном и ветхом состоянии, подлежащие сносу).
  2. Военнослужащие определенных ФЗ «О статусе военнослужащих» категорий (например имеющие выслугу более 20 лет или члены семьи погибших военнослужащих).
  3. Судьи в соответствии с ФЗ «О статусе судей» и др.
Граждане, имеющие статус малоимущих, смогут быть обеспечены жилой площадью от государства только в том случае, если будет удостоверен факт того, что они действительно нуждаются в улучшении текущего места проживания.

Вопрос о том, кому дают квартиры от государства весьма актуален, поскольку многие граждане желают быть причисленными к этой категории.

В то же время претендент, в первую очередь, должен быть обладать статусом малоимущего лица. Это означает, что его совокупный доход имеет меньшую величину, чем региональный прожиточный минимум (на семьи распространятся это же правило).

Что же касается категории нуждающихся в жилой площади граждан, то к ней могут быть причислены:

  • Граждане, не имеющие в собственности жилого помещения или не являющиеся нанимателями жилого помещения по договору социального найма;
  • Владельцы или наниматели жилья, не отвечающего установленным для жилых помещений требованиям;
  • Граждане, вынужденные делить кров с лицами, страдающими тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно;
  • Лица, проживающие в жилых помещениях, обладающих недостаточным числом квадратных метров.
У всех перечисленных выше категорий граждан не должно быть собственного жилища квадратурой выше установленных норм или места для проживания, предоставленного на условиях социального найма.

Следовательно, те кому положено бесплатное жилье от государства должны предоставить в местную администрацию документы, подтверждающие необходимость улучшения условия проживания.

Жилищный отдел муниципалитета тщательно изучает жилищную историю претендента за 5 лет. Это значит, что переоформление своего дома на стороннее лицо в целях получения жилья на безвозмездной основе вряд ли увенчается успехом.

Региональным законодательством могут быть установлены иные категории, имеющие право на предоставление бесплатного жилья. Например, учителя или медицинские работники в сельской местности, работники по целевому направлению и пр.

Жилищный кодекс РФ определяет всего три категории российских граждан, кто имеет право на бесплатное жилье во внеочередном порядке.

  1. Лица, которые в текущий момент проживают в квартирах и домах, относящихся к числу ветхих и аварийных построек (перечень таковых можно запросить в муниципалитете).
  2. Граждане, которые страдают тяжелыми хроническими заболеваниями и формируют угрозу заражения окружающих (обязательно предъявление заключения медицинской комиссии).

Над тем, можно ли получить квартиру бесплатно задумываются многие российские граждане. Следовательно, важно рассмотреть варианты выделения благоустроенной жилой площади.

На такую опцию могут рассчитывать:

  • Полные и неполные молодые семьи с детьми и без детей, имеющие статус малоимущих и нуждающихся в жилье (возраст супругов — до 35 лет);
  • Военнослужащие;
  • Судьи;
  • Ветераны боевых действий и ВОВ;
  • Сироты и лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей;
  • Лица, которые в текущий момент живут в помещениях,признанных аварийными, ветхими;
  • Работники космодрома «Байконур»;
  • Участники ликвидации последствий радиоактивных катастроф;
  • Инвалиды;
  • Многодетные семьи;
  • Лица, переселившиеся из иных стран по причине политических, национальных и религиозных гонений и иные лица в соответствии с региональным и федеральным законодательством.

Этим категориям граждан необходимо, в первую очередь, позаботиться о подготовке документов, подтверждающих их особый статус.

Если гражданин участвует в одной госпрограмме на получение бесплатной квартиры, то в иные программы обеспечения жильем он не может подавать документы. Если военнослужащий участвует в НИС, то на получение квартиры по программам для нуждающихся он не имеет права).

Признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и удовлетворение им всем требованиям, указанным в законодательных актах – еще не залог получения бесплатной недвижимости. В зависимости от категории заявителя, внедренных в определенных регионах программ заявителю могут предложить различную помощь: льготную ипотеку, земельный участок под застройку, денежные выплаты, непосредственно готовое жилое помещение.

Согласно многим законодательным проектам, направленным на улучшение жилищных условий, квартира/дом не предоставляется сразу же в собственность. В этом случае речь чаще идет о социальном найме.

Под данным термином понимается аренда квартиры/дома без определения длительности проживания — бессрочно. Причем арендодателем всегда выступает муниципалитет/государство. Стоимость проживания на «льготных» квадратных метрах, как правило, бывает в разы меньше рыночной цены на эквивалентную площадь. Иногда необходимость в оплате может вовсе отсутствовать.

Кто может получить подобную поддержку? Чаще к такой помощи прибегают дети-сироты с 18 лет, жители аварийных домов, люди с тяжелыми формами хронических заболеваний (при условии проживания на одной площади с другими домочадцами). Также на социальный наем вправе претендовать малоимущие (при некоторых условиях – описаны в разделе «критерии нуждаемости»), инвалиды, ветераны войны, пострадавшие при боевых действиях бойцы, люди, лишившиеся жилья вследствие стихийных бедствий.

Этот вариант подразумевает выделение нуждающейся семье участка земли для ИЖС (индивидуального жилищного строительства). После получения долгожданных соток заявитель вправе оформить их в собственность и начать застраивать их: домом, баней, гаражами.

На такую поддержку могут претендовать следующие категории лиц:

  • ветераны ВОВ, иных военных действий, развернувшихся на территории России, Советского Союза и их иждивенцы;
  • герои различных званий: РФ, Советского Союза, Социалистического труда. А также: полные кавалеры ордена Славы, держатели ордена Трудовой Славы 3 степеней;
  • военные, отслужившие по контракту более 10 лет;
  • молодые семьи (возраст супругов не превышает 35 лет), матери, отцы одиночки с детьми до 18 лет на иждивении.

Важно заметить, что и в данном варианте подразумевается обязательное удостоверение в нуждаемости в жилых площадях. Наличие достаточного количества квадратных метров в собственности у заявителя и его членов семьи является основанием для отказа в предоставлении услуги.

В этом случае речь идет о выделении нуждающимся сертификата на покупку недвижимости. Размер суммы на счету данного документа зависит от многих факторов: стоимости квадратного метра жилья в регионе проживания заявителя, категории обратившегося за помощью, количества домочадцев, претендующих совместно на субсидию.

Такая помощь положена ветеранам ВОВ, инвалидам, военнослужащим, многодетным семьям. Кроме того, отдельные регионы по своему усмотрению могут назначать подобную поддержку и иным категориям граждан.

Льготная ипотека

Этот вариант предполагает выдачу нуждающемуся жилищного кредита по более низким процентным ставкам. Причем заем может быть получен как в коммерческих банках, так и в АИЖК (агентство по ипотечному жилищному кредитованию). Разницу между недополученной выгодой для финансовой организации компенсирует государство.

Наиболее привлекательной при этом считается социальная ипотека. Она интересует потенциальных заемщиков низкими процентными ставками и более выгодной ценой самой недвижимости. Но есть и отрицательная сторона – застройка домов по социальной ипотеке производится часто в удаленных от центра города районах, в программе имеется малое количество недвижимости для выбора.

На социальную ипотеку могут претендовать люди, трудоустроенных в бюджетных учреждениях и компаниях, принимающих участие в финансировании проекта. При этом обязательно наличие статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Более подробная информация о льготной ипотеке приведена здесь.

Как и в случае с перечнем необходимой документации, однозначно сказать, как встать на учет и в какой последовательности будет оказываться государственная помощь по выделению жилья нуждающимся, невозможно. Можно только представить примерный план действий для получения долгожданной недвижимости.

Первый шаг к получению бесплатной/на льготных условиях недвижимости – приобретение статуса малоимущей. Под данный критерий подпадают граждане, чей общий доход в расчете на человека не превышает размера прожиточного минимума, установленного в регионе.

Предлагаем ознакомиться:  Закон о продаже земель

Для доказательства минимальных доходов следует обратиться в управление социальной защиты. При этом обязательно нужно предъявить пакет документации:

  • заявление;
  • документы, удостоверяющие личность обратившегося гражданина и его членов семьи;
  • свидетельство о бракосочетании;
  • справки о доходах установленного образца.

С точным списком требуемой документации можно ознакомиться в непосредственно отделении социальной защиты своего района проживания. Ведь в зависимости от некоторых факторов он может несколько варьироваться.

1. Общие положения

Сроки реализации указа

Временной график:

  • предложения Правительства РФ о возможности снятия ограничений по ипотеке (однократные субсидии) – сентябрь 2019;
  • разработка схемы обеспечения льготников жильем – до 10.10.2019;
  • утверждение обязательных технических и эстетических параметров многоквартирных жилых зданий – декабрь 2019;
  • выделение до 1 трлн р. для реализации целевого проекта «Жилье и городская среда» – поэтапно до 2024;
  • увеличение объемов строительства индивидуальных домов (жилой недвижимости в общем) до 40 (120) млн м кв. – 2024.

Выполнение рассмотренных планов поможет кардинальным образом улучшить социальную ситуацию.

Общефедеральные и региональные программы

На сегодняшний день на территории страны функционируют большое количество программ, направленных на улучшение жилищных условий для нуждающихся лиц. Если одни проекты действуют на территории всей Российской Федерации, то другие присущи только определенным субъектам.

Основные программы федерального уровня таковы:

  • «Жилище»: предназначена для молодых людей в возрасте до 35 лет. Подразумевает наличие у заявителя 10% собственных средств от стоимости недвижимости. Предлагаемая помощь: заем по заниженным процентным ставкам.
  • «Молодой семье – доступное жилье». Выдается молодым семьям, где возраст супругов не превышает 35 лет. Здесь подразумевается оказание поддержки в виде льготной ипотеки, субсидий, сертификатов.
  • «Материнский капитал» — сертификат, выдаваемый всем семьям без ограничений по нуждаемости. Единственное требование – рождение второго ребенка в семье.
  • «Военная ипотека» — для военнослужащих, отслуживших во имя государства определенный срок.
  • «Молодым учителям» — отработавшим на селе специалистам свыше указанного срока.
  • «Ипотека под 2% на Дальнем Востоке» — для нуждающихся жителей ДФО.

Помимо выше представленных государственных проектов имеются и социальные варианты: для детей-сирот, ветеранов ВОВ, оставшихся без кровли над головой лиц (вследствие природных катаклизмов, в связи с «аварийностью» дома) и т.д.

Количество региональных программ в разы больше. Чаще всего их направленность зависит от характера проблемы в отдельно взятом субъекте. К примеру, в местностях, где отмечается плохая демографическая обстановка, больше внимания уделяют улучшению жилищных условий в семьях с детьми. Другие же области и края стараются всячески поддерживать сельские местности, выдавая субсидии, бесплатные участки земли, гражданам проявившим желание жить и работать «в глубинке».

Куда обращаться за помощью

Однозначно сказать, какая организация занимается вопросами выделения средств на улучшение жилищных условий нуждающимся гражданам, невозможно. Все зависит от нескольких факторов: вида получаемой поддержки, места проживания заявителя. Однако можно представить примерный перечень ведомств, где могут оказать подобную помощь:

  • городская администрация;
  • сельсовет, администрация населенных пунктов;
  • районная администрация;
  • специализированный по жилищным вопросам департамент/комитет.

Для решения проблемы с поиском подходящей организации рекомендуется обратиться в местный муниципалитет. Специалисты отделения помогут ответить на интересующий вопрос.

Список необходимых документов

Обязательное условие для получения государственной поддержки по улучшению жилищных условий – подготовка и сбор необходимой документации. Ведь только таким способом заявитель сможет подтвердить свою нуждаемость и право на получение субсидий, сертификата, льгот на покупку заветных квадратных метров.

Чаще всего местными органами запрашивается такой пакет документов:

  • документ, удостоверяющий личность заявителя, его супруги, детей – паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождении;
  • свидетельство о бракосочетании/разводе (при наличии);
  • «бумаги» с паспортного стола: справка о составе семьи, выписка из домовой книги;
  • бланк из расчетного центра: финансово-лицевой счет;
  • технический паспорт на собственную жилую недвижимость заявителя и его близких родственников;
  • справка из БТИ о наличии/отсутствии прав на жилую площадь (для лиц с датой рождения до сентября 1998 года).
  • документы на жилую площадь, где проживает обратившееся за помощью лицо: договор социального найма, свидетельство о праве собственности.

Следует отметить, что представленный перечень может значительно видоизменяться в зависимости от программы, в которой заявитель предполагает принимать участие, категории обратившегося гражданина, причины нуждаемости.

Что предусматривает договор социального найма

Получение бесплатного жилья от государства предусматривает оформление договора социального найма, в котором прописываются такие аспекты, как:

  • Законное право владельца на проживание в рамках выделенной жилой площади;
  • Необходимость оплаты коммунальных платежей за предоставленные удобства (вода, газ, отопление и др.);
  • Ежемесячная оплата квартиры, полученной на условиях социального найма;
  • Право на прописку в жилище родственников и иных лиц.
Получатели муниципального жилья от государства имеют право в дальнейшем приватизировать его в стандартном порядке.

Определившись относительно того, как получить жилье от государства, следует четко уяснить — какие действия с муниципальной жилплощадью могут быть признаны незаконными.

  1. Владелец не имеет права продавать, обменивать, дарить выделенную муниципальную квартиру.
  2. Исключается возможность сдачи бесплатных квартир в аренду.
  3. Хотя хозяин жилища не имеет право прописывать в ней других лиц (кроме членов своей семьи), он не может завещать ее своим наследникам.

Такие ограничения на муниципальное жилье вполне обоснованы: право собственности на него остается у государства, следовательно, владелец не может определять его юридическую судьбу.

Если гражданин пренебрежет правилами и проведет с квартирой, находящейся в социальном найме, незаконную сделку, то такие действия не только повлекут конфискацию жилой площади, но даже могут стать основанием для уголовной ответственности.

Очень часто граждане путают эти два предназначения недвижимости, поэтому важно дать более детальное разъяснение каждому понятию.

Выше давалось объяснение термину «социальное жилье». Главными отличительными характеристиками его являются:

  • отсутствие срока аренды;
  • выгодные условия съема жилой площади;
  • социальное предназначение: для нуждающихся малоимущих семей, детей-сирот, ветеранов и т.п.;
  • возможность приватизировать данную квартиру/дом.

Служебная же недвижимость имеет совсем иные качества:

  • срок действия договора аренды ограничен длительностью трудовых отношений;
  • недвижимость выделяется при условии работы в определенной компании/учреждении/несении службы;
  • решение о заселении в квадратные метры принимает только собственник жилья;
  • такую квартиру/дом нельзя оформить в свои владения (исключение – наличие в трудовом договоре/договоре аренды противоположных сведений).

Более подробная информация о служебном жилье (порядке предоставления, категорий получателей) приведена здесь.

1. Общие положения

Условия выделения бесплатных квартир государством

Отвечая на вопрос, как получить муниципальное жилье, стоит рассмотреть ключевые условия выделения бесплатных домов и квартир.

Жилищный кодекс РФ рассматривает обеспечение малоимущих нуждающихся граждан в порядке очередности с учетом таких критериев:

  1. Финансовое положение претендентов на жилье (за основу оценки берется доход семьи, после чего определяется, сможет ли она приобрести жилище в ближайшие 20 лет).
  2. Не участие в программах приватизации (такие граждане уже обладают недвижимостью на условиях социального найма).
При выделении жилья обязательно учитывается порядок очередности. Однако, если документы на бесплатное жилье подают особо нуждающиеся граждане, перечень которых был приведен выше, то жилище предоставляется вне очереди.

Для того, чтобы встать в очередь на получение жилья от государства необходимо представить в муниципалитет подготовленный заблаговременно пакет документов. Необходимый пакет документов может отличаться в зависимости от региона проживания и от льготной категории граждан-претендентов.

По общему правилу он  состоит из:

  • Заявления от всех юридически дееспособных членов семьи;
  • Копии паспортов, свидетельств о рождении, СНИЛС, а также свидетельства о заключении брака, свидетельства об установлении отцовства (при наличии);
  • Справка о признании семьи малоимущей;
  • Документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем;
  • Справка о наличии или отсутствии у заявителей в собственности жилых помещений;
  • Выписка из технического паспорта занимаемого жилого помещения;
  • Справка о составе семьи;
  • Документы, подтверждающие несоответствие занимаемого жилого помещения установленным требованиям.
Все копии документов должны пройти обязательное нотариальное заверение, если на приеме у специалиста не предоставляют их оригиналы.

Получение квартиры от государства в РФ может потребовать представления и иных дополнительных документов для предоставления права на получение жилой площади. При этом, передавая их на рассмотрение комиссии важно попросить расписку от принимающего лица.

Представленные заявителем документы детально изучаются на протяжении 30 дней, после чего заявитель получает положительное решение или отказ (в письменном виде) в присвоении статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Заявитель может оспорить отрицательный ответ жилищного отдела муниципалитета в судебном порядке.

Российское жилищное законодательство четко не устанавливает, какое именно жилое помещение может быть выделено нуждающимся гражданам в рамках соглашения о социальном найме.

Право установления нормы площади предоставляемого жилого помещения остается за региональными властями. Норма площади устанавливается в зависимости от уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. В среднем по РФ установлена на уровне 15-18 кв.м. на человека, на семью из двух человек- 32 кв.м.

Размер предоставляемого жилого помещения может быть увеличен при наличии льготной категории (инвалиды, военные льготных категорий и др.).

Помимо выполнения норм по числу квадратных метров жилплощади, выдвигаются и иные требования к предоставляемым государством домам и квартирам:

  1. Жилая площадь должна отвечать критериям благоустроенного жилища (обеспечена коммуникациями и социальной инфраструктурой).
  2. Строение должно иметь место в черте населенного пункта.
  3. В доме должны быть предусмотрены условия для граждан, имеющих инвалидность (пандусы и др.).

Гражданин подал документы на получение бесплатного жилья от государства, однако в выделении квартиры ему могут отказать, если он умышленно ухудшил условия своего проживания:

  • Обменял благоустроенный дом на ветхое или аварийное жилье с доплатой;
  • Продал или оформил дарственную на вполне пригодное для проживания жилище;
  • Намеренно ухудшил состояние места проживания (разрешение или порча произошли по его вине);
  • Вселил и прописал в доме третьих лиц (кроме супругов, детей, родителей).
Все указанные выше действия должны иметь место в течение последних пяти лет (проверяется только пятилетняя жилищная история).

Кроме того, в постановке на учет могут отказать по следующим основаниям:

  • непредоставление полного пакета документов, необходимого для постановки на учет;
  • предоставление документов, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
  • не истек пятилетний срок с момента намеренного ухудшения жилищных условий.
Оцените статью
Помощь юриста
Добавить комментарий

Adblock detector