Круговое движение пдд пункт правил

Круговое движение в Венской конвенции

Итак, что же такое круговое движение и как его отличать? Обратимся к первоисточнику — Венской конвенции о дорожных знаках и сигналах. Этой конвенции обязано отвечать и национальное законодательство стран-участниц, в число которых с 1974 года входил и СССР, а теперь входит и РФ.

Знак D, 3 в ПДД РФ носит обозначение 4.3, знаки B, 1 и B, 2 — это 2.4 «Уступите дорогу» и 2.5 «Движение без остановки запрещено» соответственно.

Никакого иного определения круговому движению в конвенциях нет. Отсюда следует первый важный вывод: При отсутствии знака D, 3 (4.3 в РФ) никакого кругового движения нет! Даже если Ваши глаза его видят, никакие правила, относящиеся к круговому движению, применяться не должны.

Регулируемый пешеходный переход перед круговым движением

Схема дорожного движения, изображенная на рисунке, довольно часто встречается на российских дорогах.

Перекресток с круговым движением

В данном случае при подъезде к круговому движению еще до знака 4.3 «Круговое движение» располагается пешеходный переход, с двух сторон обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2. Также с двух сторон от перехода располагаются и светофоры, подчеркивающие тот факт, что объект является регулируемым.

В описанной ситуации переход и перекресток — 2 разных объекта. Причем перекресток является нерегулируемым. И проезжать каждый из них нужно по собственным правилам.

Т.е. в первую очередь водитель проезжает переход, руководствуясь сигналами светофора. После этого он попадает на нерегулируемый круг. При выезде с перекрестка также может находиться регулируемый пешеходный переход.

Круговое движение в России

Собственно говоря, именно так и было организовано движение до последней «реформы» 2017 года. Все пересечения, где было организовано круговое движение, обозначались знаком 4.3, а вопрос приоритета решался установкой соответствующих знаков. Причём при их отсутствии действовало правило «помехи справа» и круг был второстепенной дорогой.

Эта формулировка вызовет полное недоумение у любого юриста. Спросите, почему? Да потому, что согласно этой формулировке знак вовсе не является предписывающим, хотя и находится в группе таковых.

Нормы, как известно, бывают императивные и диспозитивные. Императивные выражаются глаголами «следует, должен, обязан» и тому подобными словами, исключающими свободу действий лица, на которое нормы направлены. Именно так и сформулирован пункт в Венской конвенции: «Обязательное круговое движение».

Предлагаем ознакомиться:  Исправления в бухгалтерских документах: способы и порядок

Глагол «разрешается» предоставляет водителю свободу выбора: можно ехать так, а можно — иначе. То есть при въезде на круг поворачивать не направо, а налево. Можно лишь изумляться тому, что никто до сих пор не обратил на это внимание.

Это безусловная ошибка, к тому же — явное противоречие Венской конвенции, и она должна быть вне всякого сомнения срочно исправлена. Но статья не только об этом.

У меня, когда я впервые это прочёл, сразу возник совершенно естественный вопрос. А что, просто поставить знаки приоритета, как это предусмотрено Венской конвенцией и уже было реализовано на подавляющем большинстве таких перекрёстков, было нельзя? Знаки закончились или завод обанкротился?

Ну хорошо, не стану придираться. Как решили, так и решили. Водители ко всему привыкнут. А то, что это чисто наш «суверенный» подход — это, в конце концов, проблема иностранцев. Нашим соотечественникам, выезжающим за рубеж, проще: там везде стоят знаки.

Проблема возникла в другом. В ситуации, когда движение организовано таким образом, что круг или его часть не являются главными. Тут уж без знаков приоритета не обойтись никак.

А теперь ещё раз внимательно прочтём пункт 13.111 ПДД. Там что-либо говорится о знаках приоритета? Нет, ни слова. Чисто логически приходим к выводу, что либо знак 4.3 — тогда круг главный, либо знаки приоритета. Одно с другим несовместимо.

И во что же это вылилось на практике? А вылилось это в то, что на таких перекрёстках сняли знаки 4.3 (к счастью, не повсеместно) и в полном соответствии с действующими нормами (включая Венскую конвенцию) они перестали быть перекрёстками, на которых организовано круговое движение. Со всеми вытекающими из этого последствиями, из которых главных два:

  1. Нет обязанности при въезде на круг поворачивать направо, можно и налево. Строго говоря, исходя из описания знака 4.3 это можно было делать и ранее, но теперь это подчёркнуто дополнительно полным отсутствием предписывающего знака.
  2. При въезде на такой перекрёсток водитель обязан занять крайнее положение на проезжей части (пункт 8.5 ПДД), если знаками или разметкой не разрешено иное.

К счастью или к несчастью, но об этом не знают навигаторы, которые «помнят», что ранее это был перекрёсток с круговым движением и предупреждают об этом водителя. Знаки же не говорят о том, что движение круговое.

Понятно, что в сочетании со знаками приоритета обычно висит табличка 8.13, показывающая направление главной дороги, и она даёт какую-то информацию водителю. В частности, по схеме видно, что там есть кольцо. Но табличка — не предписывающий знак и наказать за невыполнение вышеуказанных требований нельзя.

Предлагаем ознакомиться:  Как составить брачный договор общие правила и нюансы

В ряде случаев для разрешения этой искусственно созданной коллизии стали на въезде устанавливать знак 4.1.2 или же знаки особых предписаний 5.15.1. Либо наносить соответствующую разметку на проезжей части.

Поэтому каждый такой перекрёсток превратился в настоящий ребус для водителя, который обязан каждый раз его расшифровывать. И, спрашивается, чего ради?

Чтобы не быть голословным, приведу несколько фотографий.

Рисунок 1

Перекрёсток на улице Школьная в городе Видное до «реформы», весна 2017 года. Всё понятно: впереди — круговое движение.

Рисунок 2

Тот же перекрёсток в городе Видное (подъезд с противоположного направления) уже осенью 2018 года. Как видим, теперь там нет кругового движения (не верь глазам своим!). Можно спокойно поворачивать налево, а вот двигаться направо со второй полосы — нельзя! Водители трёх автомобилей на фото нарушают ПДД.

Рисунок 3

Круговое движение пдд пункт правил

Егорьевское шоссе (Московская область). Год — 2018, то есть уже действует пункт 13.111 ПДД. Перед перекрёстком установлен знак 4.3 и водитель обязан уступить дорогу ТС, движущимся по кругу. А согласно знаку 2.1 у него главная дорога и приоритет. Приплыли…

Рисунок 4

Город Подольск. Согласно ПДД РФ и Венской конвенции здесь нет кругового движения. Въезд на круг со второй полосы запрещён, поворот налево хотя и неудобен, однако нарушением ПДД не является, достаточно лишь уступить дорогу. Представляю себе разбор ДТП вследствие такого маневра…

Рисунок 5

Тоже Подольск. Как говорится, без комментариев. Хотя, если перевернуть знак 2.4 в правильное положение, будет полное соответствие Венской конвенции.

Рисунок 6

Челябинск. Здесь тоже нет кругового движения, водители легковых автомобилей, въезжающих на пересечение проезжих частей, нарушают п. 8.5 ПДД.

Рисунок 7

Тот же перекрёсток в Челябинске с другого въезда. Здесь тоже нет знака 4.3 и не верьте своим глазам. Это не круг.

Рисунок 8

Третий въезд на тот же перекрёсток в Челябинске. Видимо, организаторы движения догадались, что круглое вовсе не является круглым, и хотя бы с одной стороны поставили знаки 5.15.1, разрешающие поворот со всех трёх полос. Заодно и поворот налево запретили. Ну хоть так…

Полагаю, достаточно. Думаю, подобных ребусов у каждого водителя в достатке.

Хуже, когда ребус заложен в нормативном документе. Не сомневаюсь, что авторы поправок хотели «как лучше», а получилось по В. С. Черномырдину — «как всегда».

Регулируемый перекресток с круговым движением

В данном случае весь перекресток представляет собой единый объект, на каждом из въездов которого установлено по светофору. Обычно такая схема используется только на небольших перекрестках, где все въезды хорошо просматриваются.

Предлагаем ознакомиться:  Как передать недвижимость близким родственникам

Регулируемое пересечение проезжих частей на круге

Еще одна интересная схема, которая может использовать в том числе и на перекрестках большого размера. В данном случае светофоры установлены перед каждым пересечением проезжих частей, т.е. перед каждым из въездов.

При этом приоритет автомобилей определяется с учетом сигналов светофора, включенных на рассматриваемом пересечении проезжих частей.

Организация кругового движения в Европе

Если авторы хотели сделать «как в Европе», то есть устранить двоемыслие, то там его не было и нет. Там руководствуются Венской конвенцией.

На указатели поворотов я тоже бы хотел обратить внимание. Практически во всех учебных пособиях и в автошколах насаждается правило: куда крутим руль, такой поворотник и включаем. Зачем это делать при въезде на круговое движение, если направо поворачивают все? Разумеется, если движение правильно организовано и в ПДД нет таких ребусов, какие появились у нас.

Любой европейский водитель, попав в нашу страну, воспримет включённый сигнал правого поворота при въезде на круг как подсказку о том, что водитель намерен покинуть круг на первом же съезде. Хотя водитель делать это вовсе и не собирался.

Съезд с круга не с крайней правой полосы в Европе — обычная практика, увеличивающая трафик. А в США закон прямо предписывает выезжать именно по той полосе, по которой водитель двигался по кругу.

Рисунок 10. Прага.

Автор статьи: Тимофей Черепанов, преподаватель автошколы, к. т. н., г. Москва

Регулируемый перекресток, не являющийся круговым движением

Внимательно посмотрите на приведенный рисунок. Перед нами все тот же перекресток, имеющий форму кольца, однако круговым движением он не является, т.к. отсутствуют дорожные знаки 4.3 «Круговое движение».

Важной особенностью является то, что перед водителем в данном случае не единый большой перекресток, а несколько маленьких. Тем не менее движение организовано так, что машины едут по кольцу. Это довольно часто сбивает водителей с толку. Подобные перекрестки можно встретить, например, в Москве. Причем они могут иметь довольно причудливую конфигурацию.

Кроме того, на каждом из маленьких перекрестков может быть организована собственная схема движения. Например, два въезда могут быть регулируемыми, а два — неравнозначными перекрестками. Причем никакого противоречия с точки зрения ПДД при этом не возникает, т.к. перед водителем несколько отдельных перекрестков.

В завершение хочу отметить, что при установке светофоров на перекрестке в форме круга схему движения стараются сделать максимально понятной для водителей. Однако если у Вас возникли сложности с определением приоритета на кольце, то напишите об этом в комментариях ниже.

Ну а в следующей статье рассмотрены нестандартные перекрестки с круговым движением.

Удачи на дорогах!

Оцените статью
Помощь юриста
Добавить комментарий

Adblock detector