Конфликт интересов на государственной службе судебная практика

Трудоустройство чиновников

Верховный суд напомнил, что установлены ограничения в трудоустройстве государственных или муниципальных служащих определенных категорий, а также лиц, ранее замещавших названные должности. При их приеме на работу организации должны соблюдать определенные условия, за несоблюдение которых предусмотрена административная ответственность. В статье 19.

29 КоАП РФ,  в частности,  к административным правонарушением отнесено привлечение к трудовой деятельности в коммерческую организацию на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях договора гражданско-правового характера, действующего государственного или муниципального служащего, который занимает должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

В число таких требований входит обязательное информирование бывшего работодателя чиновника, при заключении с ним трудового договора вне зависимости от размера предусмотренной им заработной платы или гражданско-правового договора со стоимостью выполняемых работ свыше 100 тысяч рублей в месяц. Как указал ВС РФ, если работодатель в 10-дневный срок не сообщит о заключении трудового договора (служебного контракта) с бывшим государственным (муниципальным) служащим, представителю его нанимателя (работодателя) по последнему месту его службы, то возникает объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена нормами статьи 19.29 КоАП РФ.

Субъектом административного правонарушения по статье 19.29 КоАП РФ, выступает не любое должностное лицо организации, а лишь то, на которое  возложена обязанность по соблюдать требования части 4 статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции». Как правило, это руководитель организации или кадровый работник.

II.
Выводы судов по спорным вопросам, связанным с конфликтом интересов
в отношении государственных служащих

В соответствии со статьей 591 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за несоблюдение государственным гражданским служащим (далее также – гражданский служащий) ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и 2 неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии.

Конфликт интересов на государственной службе судебная практика

Одно из дел, приведенных в обзоре, касается ситуации, когда о возможном конфликте интересов, стороной которого являлся чиновник, занимающий высокую должность в городской администрации, заявил прокурор. По его данным, за двухлетний по итогам открытых аукционов и запросов котировок данное должностное лицо заключило более 30 контрактов на ремонт муниципального жилищного фонда всего с одной организацией.

Предлагаем ознакомиться:  Входит ли учеба в ПТУ, ВУЗе или институте в стаж для начисления пенсии?

При этом, в числе учредителей этой организации был муж родной сестры чиновника. Сама сестра также состояла на госслужбе и в силу своего служебного положения знала об условиях проведения конкурсов и о выделяемых из бюджета средствах. Прокурор усмотрел в действиях чиновника личную заинтересованность, которая могла сказаться на итогах аукционов.

Суды могут принимать заявления об установлении фактов и рассматривать их в порядке особого производства, если установление факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного суду.

Следующим выводом Верховного суда стало то, что чиновник, на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение должностных обязанностей которым влияет или может повлиять возможность получения доходов для лица, состоящего с ним в близком родстве, или лица, связанного с государственным, муниципальным служащим имущественными, корпоративными, иными близкими отношениями, является стороной конфликта интересов.

В этом случае он должен признать это и проинформировать своего работодателя. При чем, как отмечено в одном из примеров судебной практики, приведенных в обзоре, в этом случае даже не играет роли факт победы такого связанного лица в аукционе или конкурсе, поскольку под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность муниципального служащего не только прямо влияет, но и может повлиять на надлежащее и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.

Еще одно нарушение, которое часто становится предметом судебных разбирательств — это форма сообщения о конфликте интересов. Верховный суд отметил, что делать это необходимо строго в письменной форме. Иначе получится, как в рассмотренной ситуации, когда  госслужащая обратилась в суд с иском к своему бывшему работодателю, в котором просила признать незаконным ее увольнение в связи с утратой доверия и восстановить ее в должности пристава-исполнителя.

Оказалось, что в рамках одного из исполнительных производств бывшая судебный пристав устно сообщила своему начальнику о родстве с должником, который приходился ей отцом. Чиновница решила, что заявила таким образом самоотвод и исполнила требования закона о предотвращении конфликта интересов. Однако в ходе возбужденного исполнительного производства на основании судебного приказа, пристав не применила необходимых мер принудительного исполнения и должник успел продать свое имущество, что исключило возможность наложить на него взыскание.

Предлагаем ознакомиться:  Выплаты при увольнении по собственному желанию в 2020 году

Понятие «конфликт
интересов» в отношении государственной службы раскрывается в
ч.1
ст.10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии
коррупции» (далее — Закон о противодействии коррупции, Закон N
273-ФЗ), согласно которой под конфликтом интересов понимается
ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или
косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой
предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и
урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на
надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных
(служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

При этом под личной
заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде
денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг
имущественного характера, результатов выполненных работ или
каких-либо выгод (преимуществ) выше указанным лицом, и (или)
состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями,
супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами,
родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или
организациями, с которыми лицо, указанное в ч.1
ст.

10 Закона о противодействии коррупции, и (или) лица,
состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны
имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями
(ч.2
ст.10 Закона о противодействии коррупции).Таким образом, в силу
приведенных нормативных положений конфликт интересов всегда
возникает на почве прямой или косвенной личной заинтересованности.

Личная заинтересованность означает возможность в сложившейся
ситуации получить доходы, выгоды, преимущества.В
соответствии со ст.19
Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной
гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон о
госслужбе, Закон N 79-ФЗ) должны приниматься меры по предотвращению
случаев возникновения у госслужащих конфликта интересов.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Предотвращение или
урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении
должностного или служебного положения гражданского служащего,
являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения
от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном
порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной
возникновения конфликта интересов.

При непринятии мер по
предотвращению конфликта интересов госслужащий может быть уволен с
государственной службы (ч.3.2
ст.19 Закона о госслужбе).Представитель нанимателя
госслужащего также обязан принимать меры по устранению и
предотвращению конфликта интересов под страхом увольнения с
госслужбы (ч.4-4.1
ст.

Предлагаем ознакомиться:  Ипотека на размер материнского капитала

19 Закона о госслужбе).Для соблюдения требований
к служебному поведению гражданских служащих и урегулирования
конфликтов интересов в государственном органе, федеральном
государственном органе по управлению государственной службой и
государственном органе субъекта Российской Федерации по управлению
государственной службой образуются комиссии по соблюдению
требований к служебному поведению гражданских служащих и
урегулированию конфликтов интересов (далее — комиссия по
урегулированию конфликтов интересов).

Комиссия по
урегулированию конфликтов интересов действует на основании
положения, которое разрабатывается и принимается в порядке,
установленном нормативным правовым актом (НПА) соответствующего
уровня. В отношении федеральных госслужащих такой порядок
установлен Указом Президента РФ от
01.07.

2010 N 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному
поведению федеральных государственных служащих и урегулированию
конфликта интересов».В
качестве примера таких положений можно привести:-
Приказ Минфина России от 23.06.2016 N
95н «Об утверждении Положения о Комиссии Министерства финансов
Российской Федерации по соблюдению требований к служебному
поведению федеральных государственных гражданских служащих и
работников организаций, созданных для выполнения задач,
поставленных перед Министерством финансов Российской Федерации, и
урегулированию конфликта интересов»;


Приказ МВД России от 31.07.2015 N 804
«Об утверждении Порядка формирования и деятельности Комиссии
территориального органа МВД России по соблюдению требований к
служебному поведению федеральных государственных гражданских
служащих территориальных органов МВД России и работников
организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед МВД
России, и урегулированию конфликта интересов».

Конфликт интересов на государственной службе судебная практика


Указ Губернатора Орловской области от 16.08.2010 N 230 «О комиссиях
по соблюдению требований к служебному поведению государственных
гражданских служащих Орловской области и урегулированию конфликта
интересов»;-
Постановление Правительства Ленинградской области от 09.12.2010 N
334 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению
государственных гражданских служащих Ленинградской области и
урегулированию конфликта интересов в органах исполнительной власти
Ленинградской области и аппаратах мировых судей Ленинградской
области».

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

В
настоящем обзоре рассмотрена судебная практика, связанная с
урегулированием конфликта интересов на гражданской службе. Вопросы
муниципальной службы не затрагиваются.Обзор содержит в себе
следующие разделы:-
Споры, связанные с увольнением госслужащих или привлечением к
дисциплинарной ответственности в связи с конфликтом интересов;-
Прочие споры, связанные с приемом на госслужбу, запретом выполнять
иную оплачиваемую работу.

Оцените статью
Помощь юриста
Добавить комментарий

Adblock detector