Как определить класс водителя для страховки?

Предпосылки

Сегодня такое понятие, как «класс водителя», больше всего используют «матерые спецы», которые работали еще в Советском Союзе. Тогда и началась градация. Каждый водитель стремился получить права 1-й категории. За это постановлением Госкомтруда была введена премия к окладу. Передовиками гордилось также и предприятие.

Что такое класс страхования

По системе ОСАГО водителям присваиваются классы, определяющие последующую цену полиса. При отсутствии аварий по инициативе водителя его класс повышается, и цена страховки снижается. В противном случае стоимость может вырасти почти вдвое. Обозначение классов начинается с буквы М, затем следуют цифры – 0, 1, 2 и до числа 13.

Класс водителя – ключевое значение при определении коэффициента бонус-малус (КБМ). Напомним, что с 2008 г. класс привязывается не к автомобилю, а к человеку – водителю или владельцу авто. Причем его присвоение не зависит от наличия транспортного средства – класс есть как у опытного покорителя дорог, так и у владельца водительских прав, не имеющего машины, но вписанного в чей-либо полис. Как узнать свой класс?

Коэффициент – основополагающая цены полиса. Чем больше класс, тем меньше коэффициент – это позволяет каждый год снижать стоимость на 5%. Если водитель с классом М оплачивает 145% обозначенной цены страхования, то водитель, достигший 13 уровня, оплачивает только половину стоимости.

Класс в отношении водителя определяется двумя базовыми показателями, которые зависят от срока и объема его водительского стажа в совокупности с возрастом, а также индивидуально исчисляемых сроков аварийной/безаварийной езды (по бонус-малус), рассчитываемых на общих правилах для всех страховщиков.

  • Ков – это значение возраста и стажа водителя, в рамках которого выделяются градации до 3-х лет стажа и выше трех лет при возрасте выше/ниже 22-х лет, планируется перевод градаций в один год опыта вождения, 1-2 года, и далее 2-4, 4-7, 7-11, выше 11-ти лет стажа. При этом также наличествует расчет классификации повышающих/понижающих коэффициентов по возрасту – до 22-х лет, после 22-х лет, до 25, после 25, 25-32, 32-45, старше 45. Например, для водителя со стажем до 3-х лет вождения и возрастом до 22-х коэффициент класса будет 1,8, а для водителя старше 22-х лет и с значением стажа, превышающим три года – 1;
  • Кбм – коэффициент по бонус-малус определяет класс безаварийной/аварийной езды, установленный для страховщиков по единому гос. стандарту. Классификация имеет значения М, 0, далее – от 1 до 13. Самым высоким по влиянию на цену является коэффициент М, начисляемый за аварии по вине водителя, он дает увеличение стоимости ОСАГО в 145%, наиболее положительным может быть коэффициент 13, который предоставит 50% скидку на обязательное страхование. Каждый водитель при регистрации первого полиса получает статус 3-го класса с коэффициентом 1, который будет повышаться или понижаться каждый год, по результатам наличия и кол-ва аварий по вине застрахованного.

Минимальный класс

Самый низкий класс из доступных –

– автолюбитель способен получить, только неоднократно совершая

. Классы с 0 по 2 также не могут присваиваться добропорядочному водителю, даже в том случае, если он совсем не имеет опыта вождения и впервые пришел за страховкой.

Если вы уверены, что никогда не учиняли аварий, а сотрудник страховой компании пытается присвоить вам один из вышеперечисленных классов, меняйте страховщика. Это грубейшее нарушение правил. Сотрудник решил использовать в своих интересах вашу неосведомленность в этом вопросе, и присвоить себе повышенную премию.

Класс и КБМ – взаимосвязанные величины. Выяснив одну из них, можно узнать и вторую. Первоначальный уровень дается водителю в зависимости от опыта. Для удобства изложим информацию в виде таблицы.

Уровень, предоставленный в начале года КБМ Количество обращений к страховщику и присваиваемый по итогам года класс
Не обращались 1 выплата в год 2 выплаты в год 3 выплаты в год 4 выплаты и более
М 2,45 M M M M
2,3 1 M M M M
1 1,55 2 M M M M
2 1,4 3 1 M M M
3 1 4 1 М М М
4 0,95 5 2 1 M M
5 0,9 6 3 1 M M
6 0,85 7 4 2 M M
7 0,8 8 4 2 M M
8 0,75 9 5 2 M M
9 0,7 10 5 2 1 M
10 0,65 11 6 3 1 M
11 0,6 12 6 3 1 M
12 0,55 13 6 3 1 M
13 0,5 13 7 3 1 M

Как определить класс водителя для страховки?

Сложная на первый взгляд таблица разбирается довольно легко. При ее разборе помните следующее:

  1. Водителю-новичку при первом обращении присваивается класс 3, он выделен жирным шрифтом. Коэффициент стоимости ОСАГО – 1, то есть водитель уплачивает одну фиксированную стоимость за полис.
  2. По итогам года подсчитывается количество обращений к страховщику, и если их не было, класс увеличивается на единицу. При получении 4 класса КБМ составит уже 0,95.
  3. Если у неопытного водителя случилось хотя бы одно обращение за выплатой, класс упадет до единицы. Поднимаемся на 2 строчки выше и видим, что КБМ при 1 классе составляет 1,55.
  4. Чтобы узнать актуальную стоимость страховки, умножаем фиксированную ставку на КБМ. Получается, что при повышении класса цена с каждым годом падает на 5%, а при снижении довольно резко растет.

Коэффициент, умножаемый на страховую таксу, называют термином «расчетный КБМ». Существует 2 категории КБМ, назначаемые в зависимости от статуса водителя. РСА присваивает код отдельно водителю и собственнику. Страховщики воспринимают водителя и владельца как двух разных людей, даже если это один человек. Окончательная цена полиса рассчитывается исходя из статуса, в котором водитель оформляет страховку.

КБМ водителя

Учитывается в случаях, когда страховка действует на ограниченный круг лиц, допущенных к управлению. Показатель закрепляется за конкретным человеком, не имея привязки к транспортному средству. Класс рассчитывается на каждого участника индивидуально по схеме, описанной выше.

Пример расчета: Предположим, что Иван Васильевич 3 года аккуратно водил авто и не попал ни в одну аварию. На 4 год произошло ДТП, в котором он выступил виновником. К этому времени он дошел до 6 класса страхования, и получил скидку на полис 15% (КБМ 0,85). Находим в таблице 6 класс и переходим к столбцу «1 выплата».

Предлагаем ознакомиться:  Увольнение за опоздание на работу: порядок, обжалование

КБМ собственника

Актуальна, если страховой полис неограничен. Класс привязывается к паспортным данным и VIN-коду транспортного средства. Рассчитывается он так же, как и КБМ водителя. Скидка на страховку привязана к машине, и не переносится при приобретении и страховании другого транспортного средства.

Пример расчета: Александр Сергеевич оформил полис с неограниченным списком застрахованных лиц. За расчетный КБМ берется коэффициент собственника. За 7 лет безаварийной езды водитель накопил 30% скидку на страхование, но решил купить новый автомобиль, и оформить на него подобную старой открытую страховку. В этом случае уже полученный бонус аннулируется, и начинается накопление другой скидки.

Таблица класса водителей по ОСАГО.

Принцип 1. Уровень коэффициента выглядит неизменно 12 месяцев после заключения страховки. Исключение: после выдачи полиса взамен утраченного страховщик отправляет сведения в РСА. Если по вносимым данным КБМ обновляется, он меняется моментально.

Принцип 2. Изменение типа полиса с ограниченного на открытый меняет положение владельца – с «водителя» он становится «собственником». Если «водитель» ранее накопил скидку, она обнуляется, и «собственнику» приходится зарабатывать новую скидку.

Принцип 3. Расторжение договора страхования в случае отсутствия страховых выплат сопровождается сохранением накопленного бонуса. Если водитель с классом 5 и бонусом 0,9 решит расторгнуть договор за месяц (или ранее) до его окончания, у него останется тот же бонус и скидка 10% на последующее страхование.

Принцип 4. Если досрочно расторгнут договор после страховых выплат, коэффициент снижается по стандартному принципу. Водитель с 7 классом, решивший расторгнуть договор после попадания в ДТП, получит при следующем оформлении полиса класс 4. Исключение: можно обнулить показатель, купив новый автомобиль. Но это действенный ход только при неограниченной страховке.

Принцип 1. Перемена типа страховки с неограниченной на ограниченную сохраняет накопленную скидку. Страховщик рассуждает так – если водитель сумел заработать бонус, предоставляя свой автомобиль другим людям, то явно может считаться ответственным человеком. Такому и скидку сохранить не жалко.

Принцип 2. Те водители, которые ездят на чужом авто «собственника» по неограниченной страховке, не вписаны в нее. Через год такого страхования их водительский класс вернется к начальному. Исключение: если этот человек внесет себя в полис с ограниченным кругом лиц, бонус сохранится.

Принцип 3. Любая авария, в которую попало лицо, управляющее автомобилем с неограниченной страховкой, сказывается на классе владельца. Если за год в ДТП на авто никто не попал – класс повышается, если случился хотя бы один страховой случай по вине любого человека за рулем – скидка падает. Исключение:

Как определить класс водителя для страховки?

Принцип 4. При покупке нового автомобиля владелец неограниченной страховки возвращает свой КМБ к первоначальному показателю – единице. Принцип действует как в ситуациях с 5 ДТП в прошедшем году, так и с безаварийной ездой.

Любой застрахованный должен знать свой класс. Проверять его можно ежегодно при оформлении нового полиса. Это делается для того, чтобы избежать ошибок, умышленно или неумышленно совершенных страховщиком при внесении данных. Проверка единой базы поможет путем простых подсчетов выявить несоответствия, и вовремя обратиться с жалобой.

Необходимо оформить заявление, в котором содержатся:

  • личные данные автолюбителя и контактный телефон;
  • информация из удостоверения водителя;
  • изложение сути претензии с описанием прав, нарушенных страховщиком;
  • подробное изложение ситуации – от обнаружения ошибки до последнего визита в компанию;
  • просьба принять соответствующие меры к нерадивым сотрудникам страховой компании, запрос о возбуждении уголовного дела в их отношении.

Как выяснить собственный класс?

Информация о классе водителя общедоступна. Она может понадобиться как представителю страховщика, выписывающему замену полиса, так и автолюбителю для уточнения своего статуса. Архив информационной базы доступен всем страховым компаниям, а также физическим лицам. Сведения туда заносятся таким образом:

  1. При первом оформлении документа все персональные сведения о водителе вносятся в общую базу.
  2. Каждый визит в страховую за расчетом возмещения фиксируется в архиве. Уточняются особенности дефектов транспортного средства и размер выплаченной компенсации.
  3. Если водитель обращается в другую страховую компанию, старые данные остаются в базе. Другой страховщик легко проверит всю историю страхования гражданина по номеру удостоверения водителя.

Формирование итоговой стоимости полиса по автогражданке

Водительский класс начинается с буквенного значения М, далее от 0 до 13-ти. Изначально каждому автовладельцу присваивается третий водительский класс и коэффициент равный единице. В таком положении данный показатель не влияет на стоимость полиса ОСАГО. Далее существуют варианты:

  • За прошлый страховой период водитель становился участником ДТП. В этом случае его класс снижается, а коэффициент увеличивается, тем самым повышая общую стоимость страховки. Правда, если водитель не обращался в страховую за возмещением, то этот инцидент на водительский класс не повлияет.
  • За прошлый страховой период водитель в ДТП не попадал. В этом случае водительский класс увеличивается, а коэффициент снижается, тем самым снижая общую стоимость полиса ОСАГО.

Эта таблица является официальной и обязательной для всех страховых компаний. Поэтому можете смело на нее ссылаться в разговоре с представителем страховщика.

При расчете стоимости полиса определяющую роль имеет класс водителя. Как определить его, будет детально рассмотрено далее. Суть расчетов сводится к следующему: чем выше класс, тем ниже цена. Стоимость полиса определяется исходя из четырех факторов. Рассмотрим их детальнее.

Калькуляция осуществляется по такому алгоритму. При первом получении полиса водителю присваивается третий класс. Если за год не было ни одного ДТП с его участием, то на будущий год класс будет увеличен. Если имелось одно обращение за выплатой, то категория останется прежней. Если было два обращения и более, класс уменьшается до «M».

Перед тем, как узнать класс водителя ОСАГО, мы говорили о том, что это значение влияет на коэффициент «бонус-малуса». КБМ, в свою очередь, является ключевой составляющей общей стоимости договора по защите гражданской ответственности. Исходя из этого следует вывод, что в зависимости от действующего уровня, компания может начислять как скидки на покупку полиса, так и повышающие тарифы.

Причем применяется упомянутый показатель исключительно к человеку, а не к транспортному средству, как это было до 2007 года. Поэтому даже если сменить автомобиль с полной перерегистрацией его в органах ГИБДД, данные о безаварийности за весь период использования обязательной страховки останутся прежними. Как можно узнать свой класс по ОСАГО, мы рассмотрели выше.

Плюсы и минусы РСА

В базе РСА сохраняются данные с начала 2013 года. Раньше при смене страховой компании или сбыте автомобиля значение класса обнулялось, и приходилось снова накапливать скидку.

Предлагаем ознакомиться:  Что нужно чтобы вписать в осаго водителя

Восстановление после аварии

Сейчас в базе находится информация о всех документах, заключенных с 01.01.2011 года. Однако у этой системы есть как положительные, так и отрицательные стороны.

Недостатки

Случается такое, что страховщик просто не может найти водителя в базе. Это может быть связано со следующими факторами:

  1. Ошибки при внесении первоначальных сведений в систему или при корректировке данных во время смены полиса. Чаще всего невнимательные сотрудники совершают опечатки при написании номера водительского удостоверения.
  2. Предыдущий полис был оформлен у компании-мошенника. Естественно, несуществующая официально компания не станет вносить сведения о «застрахованном» лице. Во избежание этого тщательно проверяйте отзывы, прежде чем выбрать страховщика.
  3. Данные были утеряны страховым агентом, и не были внесены в базу.
  4. Проверка должна происходить на следующий день после окончания действия полиса. В противном случае данные отражаются некорректно.
  5. На сайте информационной системы обнаружились временные технические неполадки.

Однако эти недостатки системы легко устраняются: достаточно предъявить страховщику бумажные документы. Так вы сможете доказать, что в ДТП не участвовали и можете претендовать на повышение уровня.

Достоинства

Несомненные плюсы базы РСА – каждый выписанный документ гарантирует застрахованному предоставление бонуса. До 2013 года в его предоставлении страховщик мог отказать, так как информация о классе водителя иногда вносилась некорректно, и проверить ее было нельзя. Ранее при предоставлении нового полиса страховщик обращал внимание только на просроченный документ и устную информацию от водителя о ДТП.

Чаще всего водители умалчивали об учиненных авариях, и получали повышение уровня и соответствующую скидку. Но при первом же страховом случае обман всплывал, и автолюбителю навсегда отказывали в предоставлении скидки. Встречались также ситуации, когда фактический класс обнулялся при смене страхового агента или обновлении транспортного средства.

Как получить бонусы и скидки за безаварийную езду?

Безаварийная скидка – это непосредственно коэффициент по бонус-малус, она предоставляется за годы езды без аварий и сокращается в случае наступления аварий с наличием вины водителя.

Так, за безаварийную езду в продолжение 3-х страховых периодов (лет), статус водителя повышается с третьего до 6-го, что предоставляет возможность получить скидку в объеме 15% (коэффициент на ОСАГО – 0,85).

При идеальных условиях без аварий в течение 11-ти лет скидка может дорасти до 50% с коэффициентом 0,50 на 13-м классе.

Гражданин ни разу не попадал в дорожно-транспортное происшествие

Подробности соотношения скидок по классу и аварийных случаев в год определяются согласно унифицированной таблице Кбм.

Получить скидки по ОСАГО за безаварийную езду возможно, если соблюсти ряд простых правил:

  • продолжать заключать страховые договоры непрерывно, с расчетом на постоянный рост Кбм, при этом можно менять страховые компании, но не пропускать годы страхования;
  • избегать ДТП или стараться не оказываться их виновником – мелкие ДТП можно решать на месте без привлечения страховщика, а в случае с крупными авариями, когда виновный неясен или вины застрахованного водителя объективно нет, стараться отстаивать свою позицию и не позволять причислять себя к виновным;
  • в случае с потерей одним из нескольких лиц, вписанных в страховой договор, своего высокого коэффициента, наличием нескольких ДТП в год или иных обстоятельств такого рода – можно выписать его из договора;
  • в случае с заключением договора на неограниченное число людей, располагающих правом пользования авто, необходимо поддерживать высокий безаварийный класс собственника данного авто и отсутствие аварий по вине водителя с участием этой машины – при соблюдении этих условий в числе пользователей могут быть люди с негативными классами Кбм (М, 1,2), на скидку это не повлияет при наличии нарушений.

Таблица со значениями Кбм

Таблица, в которой приводится коэффициент бонус-малус, включает следующие значения:

  • ранжирование по классу в начале нового/первого года обязательного страхования;
  • непосредственно КБМ;
  • классовые показатели с вариантами на конец года, обеспечивающими переходящее на следующий год ранжирование с учетом случаев предоставления страховых выплат по авариям, виноват в которых оказался застрахованный водитель;
  • ранжирование по одному страховому случаю в год;
  • по двум страховым случаям;
  • по трем случаям;
  • в случае 4-х и более страховых случаев в год.

При этом стоит учитывать, что таблица подразумевает существенное падение по рангу и сообразное повышение коэффициента даже за один страховой случай.

Так, при аварийном случае в единственном числе на первом году страхования, водитель сразу попадает на класс М с коэффициентом 2,45. Подняться по классу при безаварийной езде можно на один пункт за раз, то есть, на следующий год водитель с классом М может изменить свой статус на 1-й класс и далее улучшать его каждый год.

Формирование итоговой стоимости полиса по автогражданке

Страховая компания присвоила водителю класс «5» безаварийной езды и продала полис со скидкой 10% (КБМ 0,9). Если в течение года, пока действует полис, водитель обратится за выплатой, то в следующий раз ему присвоят класс «3». Если за отчетный период обращений в компанию не будет, то присвоится «6» класс с КБМ 0,85. То есть он сможет купить полис со скидкой 15%.

Расчет коэффициента бонус-малус происходит по простому принципу согласования значений таблицы, когда берется значение на начало года и переносится на табличное значение по количеству фактических случаев аварий по вине застрахованного – такое значение и становится коэффициентом на следующий год.

Водитель страховался на протяжении шести лет, на 1-м году он получил класс 3 с Кбм 1, на втором году 4-й статус и далее, без случаев аварии дошел до девятого класса. На шестом году водитель попал в 1 ДТП по своей вине и откатился до 5-го класса. На следующем году произошло еще одно ДТП, и класс водителя снизился до 3-го. Следующий год водитель ездил без аварий, и его класс поднялся до 4-го и т.д.

Предлагаем ознакомиться:  Пожизненное лишение прав за вождение в нетрезвом

В случае, когда к вождению авто имеют допуск несколько водителей, учет Кбм для ОСАГО будет производиться по классу самого неопытного из них.

Допуском располагают три человека, у первого из них 4 класс и кбм 0,95, второй на 8 классе и Кбм 0,75, третий же в последнее время несколько раз был замечен в аварийных ситуациях по своей вине – он имеет класс М и коэффициент 2,45.

Расчет ОСАГО для данного авто будет производиться по наименьшему ранжированию, и только смена статуса водителя с М на 1, с 1 на 2 и далее будет иметь значение.

При этом, если на следующий год выписать водителя класса М из числа располагающих правом управления авто, классификация будет проводиться по следующему водителю 4-го класса с сразу предоставляемой скидкой в 0,95 коэфф.

Что нужно для страхового полиса

Класс водителя безотрывно связан только с ним самим и применяется только для машин с одним собственником в индивидуальном порядке.

В случае с установлением для авто неограниченного числа лиц, располагающих правом управления, определение скидки по ОСАГО будет происходить на основе данных о собственнике машины.

То есть, если собственник имеет класс 10, то на авто будет распространяться скидка по коэффициенту 0,65. При этом, любое ДТП, связанное с авто, повлияет именно на класс собственника по Кбм.

Т = ТБ х КТ х КБМ х КВС х КО х КМ х КС х КП х КН

  • ТБ – определяется в качестве базового, установленного законом тарифа;
  • КТ – коэффициент, который применяется в рамках территории по месту регистрации авто;
  • КБМ – коэффициент в рамках безаварийной/аварийной езда (бонус-малус);
  • КВС – коэффициент, который определяется на основании категории возраста и значения стажа водителя;
  • КО – коэффициент, определение которого происходит в рамках статуса открытого полиса (наличие ограничений по страховке);
  • КМ – мощность двигателя авто в рамках общепринятых выражений в коэффициенте;
  • КС – период, в течение которого эксплуатируется авто в виде коэффициента;
  • КП – период страхования, выражающийся в специализированном коэффициенте;
  • КН – назначаемый за нарушения коэффициент.

То есть, скидку можно рассчитать, умножив базовый тариф на значение Кбм.

Порядок присвоения класса зависит от квалификационного уровня водителя. Если на прошлом месте работы ему был присужден 3 класс, то при трудоустройстве ему необходимо написать заявление с просьбой принять его на должность водителя третьего класса.

А вот трудоустроиться со 2 и 1 классом уже невозможно. При смене места работы теряется полученная квалификация.

Водителю придется заново проходить обучение, получать навыки, трудиться в течение 3 лет на должности водителя третьего класса, затем еще два года на должности водителя второго класса.

При этом решение о целесообразности повышения квалификации остается за работодателем. Он может исключить такую возможность.

Вопрос о присвоении водителю второго и первого класса решается специальной квалификационной комиссией и работодателем.

На основе имеющихся характеристик и личных показателей выносится решение о повышении водительского класса. Такая практика применяется только в тех предприятиях, где предусмотрены надбавки и льгот работникам с повышенным квалификационным уровнем.

Классность водителя можно не только повысить, но и понизить. На это должны быть обоснованные причины:

  • неоднократные ДТП по вине водителя;
  • нарушение трудовой дисциплины;
  • систематическое опоздание на работу и/или прогулы без уважительной причины;
  • отсутствие знаний о техническом устройстве автомобиля, необходимость в обращении к третьим лицам для проведения ремонтных работ;
  • посещение работы в алкогольном опьянении;
  • имеется перерасход топлива;
  • невыполнение ежемесячного или ежеквартального плана;
  • несоблюдение графика перевозки и/или расписания движения.

Понижается водительский класс после составления приказа, с которым водитель должен ознакомиться и расписаться. Изменения вносятся в трудовую книжку. При этом причина понижения квалификации не указывается.

Проверки

Любой водитель может также проверить информацию о себе на сайте страховщика. Делать это нужно ежегодно при покупке полиса. При расчете стоимости полиса исключить фактор человеческой ошибки невозможно. В договоре прописана последовательность расчетов. Если будут найдены расхождения, то следует обратиться в компанию для получения расшифровки. Обычно такая ситуация возникает при смене страховщиков. Если там откажут в проведении подробных расчетов, то придется обращаться в прокуратуру.

Подвиды КБМ

Страховщики делят данный коэффициент еще на три вида:

  • водительский – определяется по каждому водителю на момент страхования;
  • собственника транспортного средства;
  • расчетный используется при калькуляции стоимости.

Скидки на покупку полиса

Также существует максимальное и минимальное значение показателя. По первому предоставляется скидка на покупку полиса. При минимальном значении полис продается за 100% от своей стоимости. При дальнейшем снижение происходит удорожание стоимости полиса.

Применение

К обязательному и неограниченному ОСАГО коэффициент применяется по-разному. К первой категории относятся договора, по которым количество лиц, допущенных к управлению авто, ограничено. Соответственно в полисах второй категории никакие лимиты не устанавливаются.

Коэффициент определяется по каждому водителю отдельно. В расчете используется показатель с учетом информации по всем водителям. Допустим, за шофером сохранился класс вождения на текущий год. Скидка будет предоставляться не собственнику, а конкретному водителю. Если за год собственник авто меняется, КБМ пересчитываться не будет. Увеличение значения КБМ на будущий год будет осуществлено в отношении тех лиц, которые стали виновниками ДТП.

Факторы

КБМ напрямую зависит от безаварийной езды. Присвоение коэффициента осуществляется по полису ОСАГО, срок действия которого закончился год назад. Действующие договоры в учет не берутся. То есть, если нет возможности просчитать КБМ водителя, ему по умолчанию присваивается класс «1».

Также имеет значение опыт водителя. Собственник транспортного средства и допущенные к вождению лица будут рассматриваться отдельно. Класс пересчитывается в момент, когда нужно произвести выплаты по ДТП, в которых виновен водитель. При этом уменьшается страховая премия. Скидка на покупку полиса сохраняется даже если клиент сменил страховую компанию.

Оцените статью
Помощь юриста
Добавить комментарий

Adblock detector