Информационное обеспечение международного взаимодействия обеспечивает

1.1 Информационная структура современного государственного
управления

Информационная структура — одна из наиболее актуальных и технологически
сложных проблем современного государственного управления. Информационная
структура, выступая каркасом системы государственного управления, влияет на
состояние субъекта и объекта политики, реализацию основных функций, выбор форм
и методов связей с общественностью.

Объект управления — структурированная социальная общность, также
использует информацию, прежде всего социальную и широко доступную, и
функционирует под направляющим воздействием субъекта для достижения общих
целей. Механизмы и технологии, обеспечивающие эффективное субъектно-объектное
взаимодействие, включены в информационную структуру как формы и виды связей.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Современная информационная структура России включает в себя следующие
компоненты: информацию, информационные ресурсы, информационные связи,
специализированные информационно-организационные службы, программные средства
вычислительной и телекоммуникационной техники, информационные сети и системы,
банки и базы данных, интеллектуальные информационные технологии.

Ее
функционирование зависит от высокопрофессиональных специалистов, обеспечивающих
создание и использование информационных технологий, степени технической
оснащенности средствами массовой информации, особенностей политического режима
и проводимого политического курса. Рассмотрим подробнее, что собой представляет
каждый из элементов информационной инфраструктуры и какие функции выполняет в
государственном управлении.

В современном постиндустриальном обществе информация становится
стратегическим ресурсом, а информационные технологии являются одним из
инструментов повышения эффективности государственного и муниципального
управления.

В настоящее время наиболее активно развиваются технологии управления
бюджетной, налоговой системами, технологии государственных информационных
порталов, реализующих взаимодействие граждан и органов управления через
компьютерные сети, технологии накопления информации в единых государственных
базах данных, технологии муниципальных информационных систем, информационных
систем жилищно-коммунальной сферы (в направлении создания единых расчетно-кассовых
центров), геоинформационных систем (в направлении создания земельных и
городских кадастров), электронного документооборота.

Внедрение информационных технологий в сферы государственного и
муниципального управления является задачей стратегической важности.

отсутствие ориентации создаваемых органами власти информационных ресурсов
на массовое информационное обслуживание населения по вопросам, связанным с
деятельностью этих органов;

отсутствие законодательных механизмов регулирования правовых отношений в
области государственных информационных ресурсов;

отсутствие координации создания федеральными и региональными органами
государственной власти информационных фондов и баз данных о юридических и
физических лицах и правоотношениях между ними. Это отрицательно отражается на
полноте и актуальности этих ресурсов и приводит к значительному дублированию
работ по их созданию и ведению;

недооценка экономической значимости созданных государственных
информационных ресурсов. Следствием этого является неполнота, а нередко и
полное отсутствие бухгалтерского учета этих ресурсов в организациях и на
предприятиях. Полного реестра созданных и действующих в стране государственных
информационных ресурсов пока нет.

Решение перечисленных проблем требует выработки общегосударственных,
согласованных решений в области управления государственными информационными
ресурсами на основе четко сформулированной государственной информационной
политики.

создание первичных и производных информационных массивов и продуктов,
необходимых для выполнения всего комплекса задач государственного управления и
реализации конституционных прав граждан на доступ к информации;

надежное хранение и защита информационных ресурсов;

эффективное использование информационных ресурсов в деятельности органов
власти и государственных учреждений;

обеспечение свободного доступа граждан и организаций к информационным
ресурсам в соответствии с Конституцией и действующим законодательством
Российской Федерации.

федеральный уровень;

региональный уровень (субъекты Российской Федерации);

Информационное обеспечение международного взаимодействия обеспечивает

локальный уровень (МО, организации и предприятия).

взаимодействие с гражданами и предприятиями;

внутренняя работа учреждения;

взаимодействия органов власти между собой.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Внедрение иформационно-коммуникационных технологий позволяет повысить
эффективность взаимодействия граждан и организаций с органом государственной
власти. Достоверная, оперативная, полная и актуальная информация о деятельности
органов власти размещается на веб-сайте. Это позволяет существенно упростить
гражданам процесс поиска требуемой информации, снизить затраты времени
государственных служащих на разъяснения, а также уменьшить количество ошибок.

Кроме того, граждане и организации должны иметь возможности посредством
Интернета делать запросы и получать справки, передавать в органы
государственного управления предусмотренную законом отчетность. При этом
отслеживается состояние запросов.

Информационное обеспечение международного взаимодействия обеспечивает

На основе ИКТ возможна реализация так называемого «принципа одного окна»,
который предполагает наличие одной точки входа для взаимодействия с органами
власти всех уровней.

Рис. 1 — Направления информатизации органов государственного управления
РФ

с высвобождением площадей, затрачиваемых ранее на хранение документов;

с сокращением числа сотрудников при росте объема работ с документами;

с сокращением времени выполнения бизнес-процессов органов
государственного и муниципального управления (связанным, в частности, с экономией
времени на операциях с документами).

улучшение качества принимаемых решений;

повышение доверия граждан к власти;

снижение косвенных общественных издержек на содержание органов власти.

Направления информатизации органов государственного управления РФ
приведены на рис. 1.

федеральные системы информационного обеспечения;

системы информационного обеспечения, находящиеся в совместном ведении
Российской Федерации, ее субъектов и местных органов;

негосударственные системы, используемые в интересах предоставления информационных
услуг органам государственной власти и управления.

На федеральном уровне они создаются по решению федеральных органов
государственной власти и управления. Системы совместного ведения — по решению
федеральных органов и органов власти и управления субъектов Российской
Федерации, системы информационного обеспечения субъектов Российской Федерации —
соответственно на основании решений органов власти и управления этих субъектов.

Наиболее актуальные направления информатизации органов государственной
власти и управления

. Внедрение технологий «электронного правительства»

«Электронное правительство» — это новая система внутренних и внешних
отношений государственных организаций на основе использования возможностей
Интернета, информационных и телекоммуникационных технологий с целью оптимизации
предоставляемых услуг, повышения уровня участия общества в вопросах
государственного управления и совершенствования внутренних процессов.

Инфраструктурой электронного правительства являются интегрированные
государственные информационные ресурсы в сочетании с развитой системой
информационных служб, обеспечивающей гражданам регламентируемый доступ к этим
ресурсам.

Реализация концепции электронного правительства предполагает решение
следующих основных задач.

. Создание официальных сайтов в Интернете и их наполнение актуальной
официальной информацией. К обязательной информации относится (судя по
содержанию подобных сайтов других стран) общая, справочная и контактная
информация государственных учреждений, статистика, сообщения о событиях в
стране, законы и нормативные акты, правительственные отчеты, содержимое
государственных архивов.

. Создание интерактивных служб, позволяющих упростить процедуры
взаимодействия государства с гражданами, обеспечить максимально комфортные условия
для обращения в государственные учреждения. Среди таких служб, развиваемых во
многих странах, можно выделить составление и подачу налоговых деклараций,
оплату счетов, подачу заявлений, электронные торговые площадки для проведения
государственных закупок.

. Создание эффективной системы обратной связи с гражданами. Это так
называемые электронные почтовые ящики для обращений граждан, открытые и
закрытые интернет-форумы, системы голосования и социологических опросов.

высокое качество информации, размещенной в Интернете, в сочетании с ее
доступностью для любых категорий граждан; служащих;

тесное взаимодействие между органами государственного и муниципального
управления, предпринимателями в сочетании с простотой его правил. Поэтому
должны быть созданы общенациональные стандарты межведомственного взаимодействия
и информационного обмена. Схема архитектуры «электронного правительства»
приведена в соответствии с рис. 2.

.2 Информационные технологии и связи с общественностью в
государственном управлении

) информация, циркулирующая внутри органа государственной власти;

) информационные потоки, связывающие органы управления разного уровня;

) информационные потоки между органами управления и объектами управления
во внешней информационной среде.

Между субъектом и объектом государственного управления устанавливаются
информационные связи, которые представляют собой сложнейшие информационные
схемы коммуникативного типа, структурно отображающие существующие совокупности
взаимосвязей как внутри, так и вне органа управления. От уровня и качества
информационных связей напрямую зависит организационное совершенствование
системы информационного обеспечения государственного управления.

К сожалению,
очень часто информационные связи в государственных структурах не упорядочены,
запутаны, носят формальный характер и дублируют друг друга. Совершенствование
информационных связей направлено на то, чтобы их сделать оптимальными, гибкими,
подвижными. Они должны соответствовать уровню компетенции государственного
органа, информационным интересам других самоуправляемых образований, их
подсистем и элементов, быть адаптированными к изменению условий правового регулирования,
опыта управления, удобными для быстрого прохождения потоков информации.

Предлагаем ознакомиться:  Почему детям не выдали денежное обеспечение на квартиру

Управленческие связи в системе информационного обеспечения государственного
управления реализуются через информационные каналы прямой и обратной связи,
которые формируются по принципу единой коммуникативной среды, включая
телекоммуникативные, модемные и другие системы связи. Одним из инструментов
создания обратной связи являются избирательные технологии, направленные на
информирование общественности, исследование и формирование общественного мнения
избирателей, вовлечение граждан в процесс принятия решений.

Следующим элементом информационной структуры государственного управления
можно назвать информационные массивы или банки информации — совокупность
документов, сведений, данных, фактов. Как правило, они сосредоточены в архивах,
библиотеках, службах делопроизводства, информационно-поисковых системах и
других видах информационных ресурсов.

Информационные ресурсы — это синтетическая организационная форма
представления информации, основанная на концентрации, индивидуализации
документированной информации функционального назначения. Информационные
ресурсы, собранные в архивах, библиотечных фондах, музеях, текущих
делопроизводственных системах, системах научно-технической информации, являются
источником накопления знаний и формой хранения информации.

Государственные
информационные ресурсы представлены различными массивами информации, на основе
деятельности центральных, региональных и местных органов власти. К ним
относятся ресурсы, создаваемые для обеспечения деятельности органов
государственной власти, а также массивы данных, создаваемые негосударственными
организациями по заказам и в интересах властных структур. В частности,
социологические исследования относительно проводимых реформ и отношения к ним
населения.

Для эффективного информационного взаимодействия государственной власти с
гражданским обществом значимыми являются информационные ресурсы в области
статистики, финансов, налогов и сборов, преступности; документы, содержащие экологическую,
демографическую, санитарно-эпидемиологическую информацию; сведения об
использовании бюджетных средств и других ресурсов страны, информация о
состоянии экономического развития и потребностях населения.

Ресурсы
специализированной информации формируются Федеральной службой безопасности,
службой Внешней разведки, Главным разведывательным управлением, МВД, МИД и
Министерством обороны Российской Федерации. Основой для формирования
информационных ресурсов служат информационно-аналитические службы управления,
информационно-справочные службы, бюро и центры по связям с прессой,
информационно-поисковые системы, информационные агентства, комитеты по
статистике и др.

Они располагают развитыми инфраструктурами, ориентированными
на сбор информации по всей территории страны и ее обработку в интересах
федеральных и региональных органов государственной власти. Это могут быть
структурные подразделения внутри и вне органов государственного управления. Они
обеспечивают мониторинговую деятельность, собирают информацию для разработки
моделей и вариантов управленческих решений.

В информационном обеспечении государственной власти огромная роль
принадлежит информационно-аналитическим службам. Аналитическая деятельность
«встроена» в процесс управления. Здесь решаются организационные, технические,
кадровые вопросы. Именно аналитические службы выявляют и формулируют
информационные потребности руководства для управления.

От работы
информационно-аналитических центров зависит наиболее точный и полный охват
функций, закрепленных за органом власти или отдельным работником, учет
специфики кодов информации, свойственной отдельным звеньям управления,
основания и виды ответственности работников аппарата за предоставление и
обработку информации.

Особенно усиливается роль различных видов экспертизы —
правовой, макроэкономической, международной, научно-технической,
криминалистической и др. Таким образом, реализована идея широкого привлечения
профессионалов в различных областях деятельности к аналитической работе по
совершенствованию управленческих решений.

К аналитической деятельности большинство экспертов федеральных
аналитических служб относят те процессы и процедуры интеллектуальной
деятельности, которые имеют признаки творчества, позволяющего создавать новую
информацию, выявлять скрытые проблемы или их аспекты, предлагать нетрадиционные
способы их решения. Все это позволяет сократить перебор управленческих решений
и время их принятия.

.        Службы первого класса занимаются упорядочением информационных
ресурсов и создают для этого соответствующие справочные массивы (правовая
информация, письма жителей региона, различные справки и документы по ситуации,
подготовленные традиционными методами).

.        Службы второго класса создают региональные и муниципальные
информационные системы, используют базы данных прессы, статистику,
информационно-коммуникативные технологии, оказывают помощь при проведении
избирательных кампаний.

.        Службы третьего класса разрабатывают аналитические и
экспериментальные технологии, обслуживающие чрезвычайные или кризисные
ситуации, а также социогенные и техногенные катастрофы.

·        информационно-аналитический мониторинг экономической,
социально-политической, экологической, криминогенной, террористической ситуации
в стране и регионах;

·        анализ, диагностика, моделирование и прогнозирование
управленческого процесса;

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

·        поиск и обнаружение проблемных областей в сфере федерального
и регионального управления, а также методов их решения;

·        экспертиза важнейших управленческих решений, инвестиционных
проектов;

·        разработка на основе информации альтернатив управляющих
решений для лица, принимающего решение и их обоснование;

·        подготовка прогнозов, аналитических обзоров и ретроспективных
справок.

Термин «информационные технологии» — один из новейших в политологической
науке, означающий совокупность приемов и методов, направленных на сбор,
переработку, трансформацию, накопление и переработку информации. Информационные
технологии играют все более заметную роль в современном мире — без них
невозможно принятие надежных обоснованных решений в политике, бизнесе, науке и
других сферах жизни как государства в целом, так и отдельных людей.

Информационное обеспечение бизнеса позволяет осуществлять международную
интеграцию рынков товаров и услуг, труда, инвестиций и финансов. Развитие
информационных технологий создает уникальные возможности для активизации и
эффективного развития демократии, политики, государства и гражданского общества.

Информационные технологии становятся важнейшими механизмами ускорения темпов
развития. Информация становится решающим фактором эффективного функционирования
управленческой системы, социального состояния общества, темпов экономического
развития. Информационное обеспечение процесса управления приобретает все более
превалирующее значение в сравнении с обеспечением общества энергией и
капиталами.

Управленческий аспект информации связан с тем, что всякое управление
любой системы является информационным процессом и заключается в сборе,
передаче, переработке и использовании информации. В новом тысячелетии
конфигурация мировой и российской информационных систем претерпела радикальную
трансформацию.

В единую технологическую цепь сложились такие элементы, как
компьютер, телефон, радио, телевидение, космическая связь. Распространение
локальных и глобальных информационных сетей создает принципиально новое
качество трансграничного информационного обмена. Все это влияет
непосредственным образом на политику, международные отношения, национальную и
международную безопасность.

В условиях перехода социально-политической системы
к новому состоянию встает проблема обеспечения информационной безопасности
общества, государства, личности в условиях становления российской государственности
на принципах демократии, законности, открытости информации. В настоящее время
при решении проблем национальной безопасности — политической, экономической,
военной, экологической и др.

1.3 Нормативно-правовая база информационного обеспечения
государственного управления

января 2010 г. в Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон от
9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности
государственных органов и органов местного самоуправления».

Принятие данного закона имеет важное значение для создания в России
условий, при которых органы власти должны стать более открытыми и доступными
для граждан, а значит, подотчетными обществу.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Еще в таких документах, как «Доктрина информационной безопасности
Российской Федерации» от 9 сентября 2000 г. и «Стратегия развития
информационного общества в Российской Федерации» от 7 февраля 2008 г. №
Пр-2123, утвержденных Президентом Российской Федерации, отмечалось, что
сложившееся в стране положение дел требует безотлагательного решения такой
задачи, как совершенствование нормативной правовой базы, включая механизмы
реализации прав граждан на получение информации и доступ к ней. Таким образом,
обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации было
обозначено как одна из важнейших задач государства.

Указанные обстоятельства послужили почвой для принятия Федерального
закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных
органов и органов местного самоуправления», который впервые закрепил подробный
механизм реализации гражданами своего права на доступ к информации о
деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Предлагаем ознакомиться:  Обязанности страховщика при дтп

Стоит
отметить, что до появления данного закона правовое регулирование вопросов
доступа к информации о деятельности органов власти носило общий характер:
основу правового регулирования доступа к информации о деятельности органов
власти составляли ст. 24 и 29 Конституции Российской Федерации и отдельные
нормы Федерального закона от 27 июля 2006 г.

Новый Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о
деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» не
только закрепляет подробный механизм обеспечения гражданам доступа к информации
о деятельности органов власти, но и устанавливает новые возможности по
получению от органов власти информации, которые ранее не были закреплены в
законодательстве.

Так, названный закон впервые на уровне федерального
законодательства установил обязанность органов власти размещать информацию о
своей деятельности в сети Интернет (п. 2 ст. 6, ст. 10 закона) и, более того,
закрепил минимальный перечень информации, обязательной для размещения органами
власти в данной сети (ст.

13 и 14 закона). Также указанный закон предусмотрел
такой новый способ обеспечения доступа пользователей к информации о
деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, как
присутствие лиц на заседаниях коллегиальных государственных органов (органов
местного самоуправления) и коллегиальных органов государственных органов
(органов местного самоуправления).

Одним из самых главных положительных моментов названного закона является
то, что в нем впервые получило закрепление юридическое определение понятия
«информация о деятельности государственных органов и органов местного
самоуправления» — объекта регулирования данного закона. Данное понятие является
ключевым для этого закона, поскольку именно от его содержания зависит
определение объема тех правоотношений, на которые распространяет свое действие
данный федеральный закон и все закрепленные в нем правовые гарантии обеспечения
доступа к информации.

Согласно п. 1 ст. 1 указанного федерального закона, «информация о
деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» — это
«информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих
полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами
местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным
органам, органам местного самоуправления (подведомственные организации), либо
поступившая в указанны» органы и организации».

Анализируя сформулированное законодателем определение понятия «информации
о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»,
можно выделить два основных критерия, по которому сведения или документы могут
относиться к данному виду информации: информация должна быть либо создана
самими государственными органами, их территориальными органами, организациями,
подведомственными государственным органам, либо она должна поступить в
государственные органы, их территориальные органы, организации,
подведомственные государственным органам, в пределах их полномочий.

С учетом этого можно сделать вывод, что практически любая информация,
имеющаяся у органа власти (созданная им самим или поступившая из внешних источников),
будет относиться к «информации о деятельности государственных органов и органов
местного самоуправления». Это означает, что любой документ, находящийся в
органе власти в пределах его полномочий, либо информация в иных видах (в том
числе в виде видеозаписи, аудиозаписи, фотографии и др.

) попадает под
регулирование данного закона. При этом орган власти имеет право ограничить
доступ к информации лишь в том случае, если данная информация отнесена в
установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим
государственную или иную охраняемую законом тайну (ст. 5 закона).

Таким образом, в законе дается весьма широкое понятие «информации о
деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», что,
несомненно, отвечает целям создания наиболее благоприятных условий обеспечения
доступа граждан и иных лиц к этой информации.

Реализуемая в современной России концепция осуществления государственного
управления, характерная для информационного общества, — концепция электронного
государства — базируется на возможностях информационно-телекоммуникационных
технологий и ценностях открытого гражданского общества.

Предполагается, что «электронное государство» в своей основе является и
конституционным, и правовым, и социальным. При этом пример России, где в силу
исторических особенностей поступательного развития конституционного государства
не сложилось, показывает трудность одновременного построения и
конституционного, и правового, и социального, и «электронного государства».

Отсутствие предшествующего социального опыта и проработанной модели
конституционного государства затрудняет и тормозит развитие электронного
государства, для которого необходимы не только развитая система
информационно-коммуникационных технологий, но и высокий уровень правового
развития. Усложнение социальных отношений (как следствие развития ИКТ) требует
их дальнейшей юридизации, однако именно правовая основа электронного
государства вырабатывается с наибольшим трудом.

Итак, электронное правительство — это «деятельность» или «использование»
потенциала ИКТ в сфере государственного управления. При этом нельзя забывать,
что речь идет о структурах на разных уровнях систем управления: федеральном,
региональном, территориальном, а внутри каждого уровня — об электронном правительстве
отрасли, города, организации.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Обеспечение информационных прав и свобод человека в информационной сфере,
обеспечение информационной безопасности является важнейшей функцией
государства.

Обеспечение права каждого человека на свободу поиска, получения, использования,
создания, распространения и хранения информации любыми законными способами и
средствами возлагается на органы государственной власти и местного
самоуправления.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления,
юридические лица обязаны предоставлять информацию по запросу субъектов
информационных отношений и информационно-инфраструктурных отношений, за
исключением информации, доступ к которой ограничен законом.

Необходимо подчеркнуть, что современная Россия переживает один из наиболее
сложных этапов информатизации — процесс адаптации и коренной перестройки
государства на пути к его «электронной версии». И в этом процессе далеко не
последняя роль должна отводиться полноценному обеспечению прав и свобод
человека и гражданина.

К сожалению, практически «во всех подходах к понятию
электронного государства прослеживается его негативная черта — ориентация на
общеуниверсальное представление о личности и человеке, отсутствие
индивидуальных особенностей при совершении каких-либо юридических действий.
Кроме того, развитые информационно-коммуникационные технологии могут явиться
мощным инструментом подавления населения и стать предпосылкой возникновения
антидемократического режима.

Сегодня, в условиях формирующегося электронного государства, задача
полноценного обеспечения информационных прав и свобод человека и гражданина не
только не теряет своей актуальности, а, напротив, становится все более
значимой.

Во главу угла, безусловно, следует отнести само право на информацию — под
данным институтом понимают совокупность правовых актов и отдельных норм,
определяющих порядок реализации прав субъектов информационного права в области
производства (создания) информации, поиска и получения (доступа) информации,
сбора, хранения, передачи, использования, распространения информации в целях,
не противоречащих свободам, правам и интересам человека, государства, общества
и обеспечивающих создание информационных ресурсов, необходимых для реализации
других прав и обязанностей субъектов права, предусмотренных и гарантированных
законодательством РФ и нормами между-народного права.

Однако, несмотря на установленный в Федеральном законе Российской
Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных
технологиях и о защите информации», принцип открытости информации о
деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и
свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными
законами, действительность кардинально отличается от продекларированного
законодателем.

2.4 Проблемы, выявленные в организации информационного
обеспечения КЭРППиТ и пути их устранения

В силу таких факторов, как обширный набор задач КЭРППиТ и в то же время
небольшого размера в структуре Комитета структурной единицы, ответственной за
осуществление информационного обеспечения наиболее приемлемым вариантом
выступает ИТ-аутсорсинг (ITO)

Он предполагает делегирование внешней специализированной компании решение
вопросов связанных с разработкой, внедрением и сопровождением информационных
систем как целиком на уровне инфраструктуры предприятия (сопровождение
оборудования или ПО), так и объёмов работ, связанных с развитием и/или поддержкой
функционирования отдельных участков системы (программирование, хостинг,
тестирование и т. д.).

Предлагаем ознакомиться:  Удержание как способ обеспечения исполнения обязательства пример

Развитие корпоративных информационных систем привело к возможности их
аутсорсинга. До 90-х годов некоторые типы аутсорсинга (например, оффшорный
аутсорсинг колл-центров) технически было чрезвычайно трудно реализовать.

Часто под аутсорсингом информационных процессов понимается аутсорсинг
ИТ-процессов организаций, не связанных с ИТ-отраслью непосредственно. В
западных странах распространен комплексный ИТ-аутсорсинг, в рамках которого
подрядчику передается вся ИТ-инфраструктура заказчика. В России такой подход
используется крайне редко, компании предпочитают использовать его ограниченные
варианты, такие как хостинг приложений или поддержка корпоративных сайтов.

На данный
момент основными поставщиками аутсорсинговых ИТ-услуг в России являются
системные интеграторы, однако за последние 2-3 года появился ряд крупных
российских игроков, для которых аутсорсинг является основным видом
деятельности. Вместе с тем, на российский рынок активно выходят крупнейшие
мировые игроки: IBM и HP. Модель SaaS так же можно рассматривать как вариант аутсорсинга в
области эксплуатации программного обеспечения.

Аутсорсинг в сфере ИТ — передача стороннему подрядчику ряда внутренних
услуг и (или) внутренних сервисов компании-заказчика, в том числе на основе
использования (например, аренды) его программных продуктов, приложений,
технических средств и фрагментов инфраструктуры. Простейшим вариантом подобной
практики является хостинг сайта компании.

Многие современные организации
пользуются услугами аутсорсинга, что говорит о его популярности и выгодности
для конечного потребителя. Аутсорсинг может рассматриваться как сервис,
организованный определенной компанией, где несколько услуг предоставляются
комплексно для полного охвата потребностей клиента. На практике, обычно акцент
ставится на одну из конкретных услуг.

·        жестко ограниченный бюджет ИТ, который утверждается на три
года и должен исполняться соответственно с этим утверждением (трёхгодичное
бюджетное планирование было введено с 2007 года);

·        низкая мотивация штатных ИТ-сотрудников, являющихся
государственными служащими, поэтому логично привлекать квалифицированных
специалистов посредством аутсорсинга, оплачивая их труд не из фонда заработной
платы исполнительного органа власти, а из средств, выделенных ему
непосредственно на информатизацию;

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

·        требовательное отношение к ИТ пользователей, поскольку
государственные служащие активно применяют в работе информационные технологии и
имеют высокие требования к качеству этих услуг и своевременности оказания им
технической и консультационной поддержки;

·        разнообразие парка ПК и офисных задач.

Направления аутсорсинга, которые применяются в данный момент, связаны с
разработкой и сопровождением на уровне приложений, а также с администрированием
на инфраструктурном уровне. На аутсорсинг отдано обслуживание рабочих мест,
начиная от замены картриджей в принтерах и заканчивая настройкой офисных
приложений. На инфраструктурном уровне аутсорсингом обеспечиваются процедуры
администрирования баз данных, ЛВС и почтовых серверов.

Когда речь идет о разработке крупной информационной системы, то ни в
ИТ-службе, ни в структурных подразделениях комитета, являющихся
бизнес-заказчиками, не бывает достаточно ресурсов (а зачастую и квалификации)
для грамотной подготовки технического задания, которое после проведения его
через конкурсную процедуру в результате позволило бы создать реально работающий
информационный проект высокого качества.

Но основная проблема в области приложений — это сопровождение жизненного
цикла уже разработанной системы силами компании, которая формально победила в
конкурсной процедуре, не являясь разработчиком системы и даже не имея
адекватной компетенции. Такое, к сожалению, бывает. А закон о государственных
закупках 94-ФЗ запрещает включать требования по квалификации участников в
состав конкурсной документации.

Аутсорсинг каждой из вышеперечисленных процедур осуществляется по
отдельному техническому заданию и, как правило, разными исполнителями, при этом
между ними границы зачастую обозначены весьма нечетко. К примеру,
администрирование баз данных связано с сопровождением того программного
обеспечения, которое эту базу использует.

А администрирование сети связано с
администрированием рабочих мест в отношении сетевых интерфейсов и
взаимодействия пользователей с сетевой средой. Дополнительной задачей,
возникающей на этапе аутсорсинга, является координация исполнителей между
процедурами в таких нечетких границах. Для реализации указанных задач было
принято решение внедрить систему централизованного управления
ИТ-инфраструктурой на базе HP OpenView.

Внедрение данной системы помогло снять
каждодневную нагрузку сотрудников отдела по оперативному мониторингу сетевого,
серверного оборудования и парка ПК. За счет своевременного обнаружения и
локализации проблем система позволила снизить время простоя оборудования, а
значит, в конечном итоге повысить доступность работы приложений для
пользователей.

Компаний, предоставляющих аутсорсинговые услуги комитету, немало. Все они
выбраны одним-единственным способом -через торги. Среди них и хорошо известные,
такие как «Сибинтек», «Verysell Проекты», Концерн информационных технологий,
«Инфосистемы Джет», «КС Акрополис». Но есть и небольшие фирмы, не имеющие
громкого имени на рынке, поскольку одной из задач КЭРППиТ является поощрение и
развитие малого предпринимательства в регионе.

В настоящий момент в КЭРППиТ существует несколько серьезных проблем,
связанных с аутсорсингом. В первую очередь это участие (зачастую сознательное)
в конкурсных процедурах некомпетентных исполнителей. К сожалению, надо
признать, что исполнителями являются не только высококвалифицированные
системные интеграторы, но и множество коммерческих и некоммерческих структур,
которым руководство навязывает участие в конкурсных процедурах, не обеспечивая
их компетенцией для исполнения выигранных контрактов.

Другой проблемой являются трехсторонние контракты на аутсорсинг. Дело в
том, что в Санкт-Петербурге существует специальный Комитет по информатизации и
связи, который осуществляет централизованную политику в области информационных
технологий для всех исполнительных органов государственной власти города.

Основные его функции — экспертиза проектов и программ, которые проводят другие
исполнительные органы, а также формирование городского бюджета по проектам
информатизации и связи. Кроме того, с начала 2007 года этот комитет
осуществляет централизованные закупки вычислительной техники, программного
обеспечения и проводит консолидированные конкурсы на обслуживание локальных
сетей и телекоммуникационного оборудования для исполнительных органов власти.

Подобные контракты на аутсорсинг заключает непосредственно Комитет по
информатизации и связи, а другие государственные структуры (и КЭРППиТ в том
числе) являются получателями этих услуг. Такая схема работает первый год, и
проблема здесь состоит в том, что на практике очень сложно регулировать и
контролировать деятельность трех сторон одним государственным контрактом.

Существенные проблемы заключаются также в постоянной смене аутсорсинговых
компаний, требующей много времени на адаптационный период, в отсутствии
сквозной системы учета и контроля работ по всем контрактам на оказание услуг и
в непредсказуемости изменений в правилах проведения процедур торгов,
препятствующей даже краткосрочному планированию.

Основными направлениями решения этих проблем являются следующие.

.        Увеличение удельного веса неценовых критериев оценки участников
торгов, повышение критерия по продолжительности предоставления гарантии (но не
более пяти лет в зависимости от предмета торга), требование предоставлять
бесплатное обслуживание после внедрения программного продукта хотя бы в течение
одного года.

.        Внедрение централизованной системы управления
ИТ-инфраструктурой, что позволит собрать вместе контроль над отдельными
аутсорсерами и на единой платформе осуществлять мониторинг их деятельности.

.        Повышение степени формализации деятельности ИТ-службы (вплоть до
уровня сертификации по признанным международным стандартам)

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Заключение

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

.Информационные технологии в новом тысячелетии не только пронизывают все
сферы социальной жизни, но и активно влияют на ее преобразование.
Информационная инфраструктура создает технологическую основу объединения
интеллектуальных способностей и духовных сил страны, выступает одним из
определяющий факторов становления «информационного общества».

Благодаря
широкому применению информационных технологий в государственном управлении,
созданию специализированных информационно-организационных структур усиливается
интенсификация информационных потоков в обществе, резко возрастает роль
информации в управлении и политических процессах. Бурное развитие
информационных технологий открыло новые возможности для специалистов по
управлению общественными связями, деятельность которых определяется
государственной информационной политикой.

Оцените статью
Помощь юриста
Добавить комментарий

Adblock detector