Организация работы по охране труда на предприятии. Ведомственный, государственный надзор и общественный контроль за состоянием охраны труда

Какой бывает — виды

Согласно статье 212 ТК РФ, наниматель обязан организовать безопасную среду подчинённым в процессе эксплуатации ими строений, оборудования, зданий в целях осуществления технологического процесса.

Трудовым кодексом РФ утверждён порядок разработок и использования обучающего материала в рамках программы по охране труда.

Следовательно, раз имеется межотраслевой план мероприятий по соблюдению государственных нормативных документов, значит, их исполнение должно контролироваться, в том числе ведомственными структурами.

К существенным видам надзора относят проверки за соблюдением:

  • правил внутреннего трудового распорядка, утверждённого нормативными актами (коллективным договором);
  • процессов обучения безопасным методам и технологическим приёмам выполнения работ по охране труда, оказанию необходимой медицинской помощи при наступлении несчастного случая на предприятии;
  • уровня влияния на здоровье работников вредных примесей и опасных производственных факторов;
  • процесса расходования материальных и защитных средств, выделяемых на проведение мероприятий по улучшению безопасной среды и снижению процента загрязнения воздуха на производстве;
  • Надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда: понятие и методы осуществлениябезопасной эксплуатации недвижимых объектов, оборудования, промышленных инструментов, сырья и иных материалов;
  • систематического направления работодателем персонала в медучреждения с целью диспансеризация или профосмотра;
  • распорядка труда и отдыха;
  • правильности применения средств индивидуальной и коллективной защиты на производстве;
  • санитарно-бытовых и лечебно-профилактических норм;
  • принятия профилактических мер по сохранению жизни и здоровья персонала в результате возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • организации процесса проведения разбирательств и фиксации несчастных случаев на производстве, возмещения причинённого вреда;
  • исполнения протоколов нарушений, выданных должностными лицами ведомственных госструктур.

Таким образом, весь надзор можно разделить на пять групп.

Для каждого типа будет определён конкретный ответственный исполнитель:

  1. Ежедневный контроль выполнения плановых задач по охране труда – Начальник структурного подразделения, бригадир.
  2. Регулярные проверки состояния производственной среды – Инженер по ОТ.
  3. Многоуровневый контроль состояния условий труда на каждом отдельно взятом рабочем месте – Административный блок Профсоюзная организация.
  4. Проверка системы управления охраной труда – Профком.
  5. Внешний надзор органом по сертификации организаций с последующей выдачей документа соответствия – Органы Госнадзора, Инспекция труда.

Во избежание нарушений по контролю безопасности на предприятии, в обязанности работодателя входит обеспечение должным образом безопасной среды, а также своевременное выявление и устранение изъянов, которые были установлены в результате проведения внутреннего аудита или после выдачи предписаний уполномоченными органами.

Виды контроля состояния ОТ на предприятии:

  • общественный;
  • государственный;
  • производственный;
  • трехступенчатый.

Задачей любой тематической проверки является предотвращение наступления несчастного случая на производстве, травматизма и позднего диагностирования профессиональных заболеваний.

Поэтому методика своевременного проведения аудита осуществляется на 3-х уровнях:

  1. на первом этапе объектом контроля выступает участок подразделения, смена или бригада (ежедневная проверка);
  2. на втором этапе надзору подлежит структурное подразделение (по графику);
  3. на третьем этапе проверку проходит организация в целом (1 раз в квартал).
  • По выявленным нарушения на первой степени контроля разрабатывается план мероприятий по их устранению с конкретными сроками и списком ответственных за исполнение лиц.
  • Итоги фиксируются в специальном журнале, который хранится у руководителя.
  • Для проведения второй ступени контроля потребуется создать комиссию, в состав которой войдут: инспектор по ОТ, профсоюзный представитель, специалист подразделения и служб организации.

Итоги проверки также подлежат фиксации в журнале 2-й степени контроля. Если на лицо имеются грубые нарушения правил и норм ОТ, влекущие за собой причинение ущерба здоровью работающих, в такой ситуации работы на предприятии прекращаются по решению комиссии до устранения всех недочётов.

В контроле 3-ей степени участие принимает руководитель предприятия, начальник службы ОТ, руководители надзорных служб, профорг. Данная комиссия может быть разделена на подкомиссии во главе ведущих специалистов.

Организация работы по охране труда на предприятии. Ведомственный, государственный надзор и общественный контроль за состоянием охраны труда

Проверка завершается подведением итогов, обсуждением планов по устранению нарушений, назначением ответственных исполнителей и установлением нормативных сроков.

Результаты аудита оформляются актом.

По окончании процедуры, чтобы обязать работников устранить выявленные недочёты, чаще всего издаётся распорядительный документ, по форме установленной делопроизводством.

Согласно статье 462 Трудового кодекса, надзор за соблюдением требований законодательства об охране труда проводит ведомственные государственные организации, действующие в рамках Российского законодательства.

Наименование надзорного органа Функциональные обязанности
Управление государственной экспертизы по условиям труда Надзор за своевременным и качественным проведением аттестации рабочих мест, назначением доплат по условиям труда, соответствием занимаемой должности.
Инспекция по труду Контроль за соблюдением нормативных положений, изложенных в действующем трудовом законодательстве, в том числе по охране труда.
Госпожнадзор Контроль за обеспечением пожарной безопасности на предприятии и соблюдением противопожарного режима.
Проматомнадзор Надзор за безопасным осуществлением трудовой деятельности в промышленной и атомной среде.
Госэнергонадзор Контролирует соблюдение норм безопасной эксплуатации электрических и тепловых установок.
Главгостехнадзор Контроль за техническим состоянием строительной, дорожной, сельскохозяйственной и прочей техники.
Госсаннадзор Надзор за соблюдением санитарного законодательства.

При осуществлении государственного надзора и контроля ведомства взаимодействуют между собой, а также структурами, осуществляющими общественный контроль.

Лекция по охране труда на тему «Государственный надзор, контроль за выполнением Законодательства Российской Федерации об охране труда»

Федеральная инспекция труда (в соответствии со ст. 3535 ТК РФ) является главным органом, осуществляющим надзорные функции.

Настоящий орган власти представляет собой организованную централизованную систему, ответственную за госнадзор по части соблюдения трудового законодательства. Служба осуществляет контроль по вопросам  безопасности ведения профессиональной деятельности.

Основные функции инспекции:

  • обеспечение безопасности профессиональной деятельности на рабочих местах и контроль за ее исполнением;
  • проверка соблюдения применяемых норм трудового законодательства;
  • передача сотрудникам данных о методах и возможностях применения норм трудового права;
  • выявление нарушений и уведомления о методах борьбы с ними в вышестоящие органы.
Организация работы по охране труда на предприятии. Ведомственный, государственный надзор и общественный контроль за состоянием охраны труда

Функция инспекции заключается в надзоре за соблюдением законов по труду

Организация работы по охране труда на предприятии. Ведомственный, государственный надзор и общественный контроль за состоянием охраны труда

Полномочия службы:

  • аудит в области соблюдения права в сфере труда;
  • расследование выявленных правонарушений и их последствий;
  • изучение и анализ нарушений со стороны руководства компаний;
  • направление сводных данных о состоянии дел в вышестоящие органы;
  • ведение аналитической и практической деятельности по нарушениям и причинам их появления;
  • аналитика травматизма на производстве;
  • ведение работы с жалобами, прочей корреспонденцией;
  • информационная и консультационная работа среди руководителей предприятий;
  • подготовка и публикация отчетов о состоянии сферы трудовой деятельности.

Сотрудник инспекции является должностным лицом, которое уполномочено контролировать соблюдение трудового законодательства и других законов по безопасности труда.

Важно! Основные полномочия инспекторов закреплены в ТК РФ, постановлении №. 875 Постановления Правительства РФ от 01.09.2012.

Основные права:

  • посещение организаций различных видов и форм хозяйствования с целью проведения проверок;
  • запрос у работодателей необходимой информации и данных о состоянии безопасности труда;
  • проведение расследований несчастных случаев и ситуаций, связанных с травматизмом в компаниях;
  • предъявление предписаний по устранению выявленных нарушений;
  • возможность участвовать в судебных процессах при необходимости;
  • запрет на применение СИЗ в случае, если последние не соответствуют установленным стандартам и нормативам.

Основные обязанности:

  • соблюдение законов РФ;
  • хранение государственной тайны.

Основная задача инспектора – проверочная деятельность, по плану и вне его, на предприятиях.

Важно! В процессе проверки инспектор исследует состояние вопросов техники безопасности, выявляет отклонения от нормы (если они есть), выдает предписания об исправлении имеющихся недочетов.

Ростехнадзор – это орган власти, который осуществляет функции по принятию законодательных актов, аудиту в следующих областях:

  • охрана окружающей среды;
  • безопасность использования атомной энергии;
  • охрана недр;
  • промышленная безопасность;
  • безопасность сетей и установок;
  • безопасность при работе со взрывчатыми веществами.
Организация работы по охране труда на предприятии. Ведомственный, государственный надзор и общественный контроль за состоянием охраны труда

Деятельность Ростребтехнадзора связана с промышленной безопасностью

Основные функции Ростехнадзора:

  • разработка политики и нормативной документации по части технологического, атомного контроля;
  • контроль и аудит в вышеуказанных сферах.

Полномочия службы – это контроль следующих параметров:

  • соответствие нормативам  в области атомной промышленности, ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности;
  • защита ядерных объектов;
  • соблюдение требований промышленности безопасности;
  • соблюдение требований безопасности в энергетике.
Предлагаем ознакомиться:  Компенсации за вредные условия труда ТК РФ в 2020 году

Основные права службы:

  • запрашивать и получать требуемую информацию;
  • проводить расследования по вопросам сферы регулирования;
  • вести разъяснительную работу с физлицами и юрлицами;
  • проводить профилактические мероприятия.

Основные функции Роспотребнадзора:

  • эпидемиологический и санитарный контроль;
  • защита прав потребителей;
  • научные исследования;
  • разрешение вопросов госслужбы.

Основные полномочия:

  • контроль выполнения требований законодательства;
  • лицензирование определенных видов деятельности;
  • определение причин эпидемий и инфекций массового характера;
  • предоставление органам госвласти информации об эпидемиологической обстановке;
  • введение карантина или его отмена в случае необходимости;
  • мониторинг ситуации по санитарному и эпидемиологическому состоянию в РФ.

Важно! Таким образом, для каждого вида надзора и контроля за безопасностью труда создана своя служба.

Процесс реформирования контрольно-надзорной деятельности в нашей стране всегда находится в динамике. Реформа контрольно-надзорных органов, свежие новости в части ее проведения следующие:

  • систематизация нормативной базы в области безопасности и охраны труда с целью оптимизировать ее применение;
  • внедрение риск-ориентированного подхода в деятельность органов;
  • глобализация понимания контрольных процессов: контролировать надо не только на уровне предприятий, но и на уровне всей страны в целом;
  • расширение инструментария контрольной деятельности;
  • оптимизация структуры контрольно-надзорных органов;
  • устранение противоречий в законах;
  • разделение материального и процессуального права;
  • применение цифровых технологий.

Важно! Последние новости оптимизации структуры контрольно надзорных органов: внедрение риск-оритентированного подхода, который состоит в том, чтобы устранять и нейтрализовать риски, тем самым избегать последствий.

Другой важный элемент реформирования: цифровизация и компьютеризация. Внедрение цифровых технологий обеспечивает решение ряда проблем, в том числе единообразия и централизации.  Применение режима онлайн помогает быстро и точно отслеживать деятельность сотрудников и передавать нужную информацию.

Современная надзорная деятельность в области охраны труда заключается в установлении правил и принципов безопасности на рабочих местах. Разные органы власти осуществляют надзорные и контрольные функции: Федеральная инспекция труда, Роспотребнадзор, Ростехнадзор и др. В их функционировании отмечен ряд положительных и негативных (недоработанных) направлений в области безопасности. Решению данных вопросов посвящено реформирование существующей системы контрольно-надзорной деятельности охраны труда.

Тема 3

Государственный надзор, контроль за выполнением Законодательства Российской Федерации об охране труда.

  1. Общие положения;

  2. Органы государственного специализированного надзора;

  • Ростехнадзор;
  • Роспотребнадзор;
  • Государственный пожарный надзор;
  • Государственные инспекции по видам транспорта.
  • 1. Общие положения:
  • Каждый человек, работающий на производственном предприятии, знает, что без прохождения инструктажа по охране и безопасности труда, к работе его не допустят.
  • Для того чтобы обеспечить безопасность труда на производстве, предотвратить производственный травматизм и профзаболевания создается служба охраны труда.
  • В каких случаях на предприятии создается такая служба, какие функции она выполняет и какие задачи решает, регулирует свод законов и положений об охране труда.
  • Вопросами предупреждения и устранения факторов, которые приводят к производственному травматизму и профзаболеваниям занимается государственный институт охраны труда.

Охрана труда это целая система. Она включает в себя не только охрану жизни и здоровья работников, это и правовые акты, и социально-экономические мероприятия, и санитарно-гигиенические и организационно-технические нормы. Также в систему охраны труда входят лечение, профилактика и реабилитация людей, пострадавших на производстве.

Государство гарантирует не только принятие, но и реализацию законов и правовых актов, регулирующих соблюдение охраны труда. Причем, на государстве лежит не только надзор за соблюдением трудового законодательства, но и обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, экспертиза условий труда и профилактика несчастных случаев.

Одновременно с этим, Закон обязывает работодателей создавать безопасные и безвредные условия труда. Владелец получает от органов государственного надзора разрешение на работу предприятия и, таким образом, берет на себя ответственность за жизнь и здоровье своих работников.

Он обязан ознакомить своих сотрудников с требованиями нормативных актов об охране труда и следить за их неукоснительным выполнением.

  1. 2. Органы государственного специализированного надзора:
  2. Помимо общего государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включая требования охраны труда, государство в лице специальных органов исполнительной власти осуществляет специализированный государственный контроль и надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых производственных объектах.
  3. Такой государственный надзор и контроль осуществляют специально уполномоченные органы – федеральные службы государственного надзора, имеющие свои территориальные органы – инспекции.
  4. К важнейшим из них относятся:
  • Ростехнадзор – Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (объединившая Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России), Государственный энергетический надзор, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности и ряд других структур);
  • Роспотребнадзор – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (объединившая бывший Государственный санитарно-эпидемиологический надзор и ряд других структур);
  • Государственный пожарный надзор, федеральные и территориальные органы которого являются частью Государственной противопожарной службы, находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности (МЧС России);
  • Государственные инспекции по видам транспорта (автомобильного, речного, морского и др.).

Решения должностных лиц органов государственного надзора и контроля, принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для исполнения предприятиями всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной принадлежности.

Важную роль в определении полномочий проверяющего, сроков проверки и т. п. играет Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Глава 5. Осуществление контроля за соблюдением требований по охране труда

  • 73. Целью
    контроля за соблюдением требований по
    охране труда является
  • создание
    здоровых и безопасных условий труда
    работников, предупреждение
  • несчастных
    случаев на производстве и профессиональных
    заболеваний.

Контрольможет осуществляться в форме проверок,обследований, осмот¬ров, систематическогоучета показателей, характеризующихсостояние условий и охраны труда,затребования необходимой информации,рассмотрения жалоб, заявлений.

Контрольпредусматривает выявление причиннарушений требова¬ний охраны труда иразработку мероприятий по их устранениюи предупрежде¬нию.

74.1. выявлениеи предупреждение нарушений государственныхнорматив¬ных требований охраны труда(далее — требования охраны труда);

74.3. выполнениеработниками должностных обязанностейпо охране труда и требований локальныхнормативных актов по охране труда;

74.4. принятиемер по устранению выявленных недостатков;

74.5. доведениедо каждого работника информации осостоянии техники безопасности и условийтруда на рабочем месте, а также опринимаемых мерах по их улучшению.

75.1. контрольза соблюдением законодательства обохране труда, осуще¬ствляемыйруководителями и специалистамиорганизации в соответствии с ихдолжностными обязанностями;

75.2. контрольпо охране труда, осуществляемый службойохраны труда организации в соответствиис Типовым положением о службе охранытруда организации и настоящим Положениемо СУОТ;

75.3. периодическийконтроль за соблюдением законодательстваоб охране труда, осуществляемыйруководителями структурных подразделенийорганиза¬ций с участием общественныхинспекторов профсоюзов по охране труда(упол¬номоченных лиц по охране трудаработников);

Организация работы по охране труда на предприятии. Ведомственный, государственный надзор и общественный контроль за состоянием охраны труда

75.4.

производственныйконтроль за соблюдением требованийпромышлен¬ной безопасности на опасныхпроизводственных объектах, осуществляемыйэксплуатирующей их организацией всоответствии с Правилами организациии осуществления производственногоконтроля за соблюдением требованийпро¬мышленной безопасности на опасныхпроизводственных объектах, утвержден¬нымипостановлением Министерства почрезвычайным ситуациям РеспубликиБеларусь от 28 июня 2000 г. № 11 (Национальныйреестр правовых актов Рес¬публикиБеларусь, 2000 г., № 75, 8/3744);

75.5.

общественныйконтроль за соблюдением законодательстваоб охране труда, осуществляемыйпрофсоюзами в соответствии с Порядкомосуществле¬ния профсоюзами общественногоконтроля за соблюдением законодательстваРеспублики Беларусь о труде, утвержденнымпостановлением Совета МинистровРеспублики Беларусь от 23 октября 2000 г.№ 1630 (Национальный реестр пра¬вовыхактов Республики Беларусь, 2000 г., № 103,5/4377).

  1. 76. Полномочия
    и ответственность руководителей и
    специалистов организа¬
  2. ции
    по осуществлению контроля за соблюдением
    законодательства об охране
  3. труда
    определяются их должностными инструкциями.
  4. При
    разработке должностных инструкций
    обязанности по осуществлению контроля
    за соблюдением законодательства об
    охране труда распределяются между
    руководителями и специалистами с учетом
    их трудовых функций, роли и места в
    системе управления охраной труда
    организации.
  5. 77. Руководители
    и специалисты организации (каждый в
    пределах своей
  6. компетенции)
    осуществляют контроль за:

77.1. соблюдениемв организации актов законодательствао труде и охране труда, локальныхнормативных правовых актов по охранетруда;

Предлагаем ознакомиться:  Как купить землю под гараж в 2020 году: особенности процедуры

77.2. выполнениемработниками функциональных обязанностейпо охране труда, предусмотренных системойуправления охраной труда, другимилокаль¬ными нормативными правовымиактами;

77.3. соответствиемзаконодательству о труде и охране трудапринимаемых локальных нормативныхправовых актов;

77.4.2. мероприятийпо улучшению условий и охраны труда,предусмотрен¬ных программами, планами,коллективными договорами, соглашениями,пла¬нами мероприятий по охране труда;

77.5. соответствиемправилам и нормам охраны труда средствпроизвод¬ства и технологическихпроцессов;

77.6. своевременнымпроведением осмотров, испытаний,технических ос¬видетельствованийоборудования, средств коллективной ииндивидуальной за¬щиты;

77.7. эффективностьюработы вентиляционных систем;

77.8. организациейрабочих мест и производства работ всоответствии с тре¬бованиями охранытруда;

77.9. своевременнымпроведением аттестации рабочих местпо условиям труда, паспортизациисанитарно-технического состоянияусловий и охраны тру¬да, разработкой ивыполнением по их результатам мероприятийпо приведению условий и охраны труда всоответствие с нормативными требованиями;

77.10. обеспечениемработников средствами индивидуальнойзащиты, смы¬вающими и обезвреживающимисредствами;

77.11. обеспечениемработников санитарно-бытовыми помещениями;

77.12. наличиемв структурных подразделениях инструкцийпо охране труда;

77.13. проведениемобучения, инструктажа и проверки знанийработников по вопросам охраны труда;

77.15. своевременными правильным предоставлением работникамкомпен¬саций по условиям труда (бесплатнаявыдача лечебно-профилактическогопита¬ния, молока или равноценных пищевыхпродуктов, предоставление сокращен¬нойпродолжительности рабочего времени идополнительного отпуска за работу свредными условиями труда и другие видыкомпенсаций);

77.16. соблюдениемтребований законодательства об охранетруда женщин и несовершеннолетнихработников;

77.17. соблюдениемустановленного порядка расследованияи учета несча¬стных случаев на производствеи профессиональных заболеваний;

77.18. проведениемруководителями структурных подразделенийанализа причин несчастных случаев напроизводстве рассмотрением их в трудовыхкол¬лективах.

78.Периодический контроль за соблюдениемзаконодательства об охране труда (далее— периодический контроль) является однимиз видов контроля, ко¬торый предусматриваетучастие всех работников организации вдеятельности по улучшению условий иохраны труда, профилактике несчастныхслучаев и забо¬леваний на производстве.

Периодическийконтроль осуществляется руководителямиструктурных под¬разделений (отраслей,производственных участков, животноводческихферм, цехов, ремонтных мастерских,гаражей, складов и т.д.) с участиемобществен¬ных инспекторов профсоюзовпо охране труда.

Приотсутствии в организации профсоюза ссогласия руководителя органи¬зациидля участия в проведении периодическогоконтроля могут привлекаться уполномоченныелица по охране труда работников.

Ответственность за нарушение требований охраны труда

Направления ответственности прописаны в ст. 417 ТК РФ. Виновные в нарушениях привлекаются к дисциплинарной, материальной, административной и даже уголовной ответственности.

Первый вид  ответственности включает: замечание, выговор, увольнение в зависимости от тяжести нарушения. За один проступок полагается только один вид наказания.

Материальная ответственность предполагает возмещение ущерба с использованием денежных средств. Договор о матответственности должен быть заключен заранее с соответствующим сотрудником. При возникновении ущерба любого характера в рамках данного договора, сотрудник будет обязан возместить его.

Важно! Работник несет ответственность в рамках своей зарплаты за месяц за исключением случаев, когда пострадали люди.

Административная ответственность прописана в ст. 5.27 КоАП. Данный вид наказания применим только при умышленной вине нарушителя.

Уголовная ответственность регулируется разными статьями УК РФ. К ней могут быть привлечены только физлица.

Выбор способа наказания напрямую зависит от тяжести нанесенного ущерба лицом, виновного в нарушении.

Организация работы по охране труда на предприятии. Ведомственный, государственный надзор и общественный контроль за состоянием охраны труда

Предусмотрена жесткая ответственность за нарушение охраны труда

В соответствии со ст.

6 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений относится принятие обязательных для применения федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, устанавливающих в том числе принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства в Российской Федерации осуществляется различными государственными органами, прежде всего федеральной инспекцией труда.

Федеральная инспекция труда – единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда) (ч. 1 ст. 354 ТК).

Следовательно, инспекция включает в себя собственно федеральную инспекцию, а также подведомственные ей государственные инспекции труда в субъектах Федерации. Руководит деятельностью федеральной инспекции труда главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Правительством РФ.

  • Действующее законодательство (ТК РФ, Положение о федеральной инспекции труда) закрепляет основные задачи органов федеральной инспекции труда. К их числу относятся:
  • —   обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
  • —   обеспечение соблюдения работодателями трудового законо-дательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • —   обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • —   доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие законов и иных нормативных правовых актов.

В соответствии с вышеуказанными задачами органы федеральной инспекции труда реализуют следующие основные полномочия, закрепленные в ст. 356 ТК РФ.

  1. В системе федеральной инспекции труда существует внутреннее и организационное разделение на две подсистемы:
  2. одна – правовая, ведающая надзором и контролем за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде, за исключением вопросов, связанных с охраной труда;
  3. другая – по охране труда.

Для осуществления вышеуказанных полномочий закон (ст.ст. 357, 358 ТК РФ) наделяет государственных инспекторов труда широким объемом прав.

Конституция в качестве основных прав граждан закрепила право на охрану здоровья (ст. 41), в том числе право работникам на здоровые и безопасные условия труда. Не менее важны и другие права в самой распространенной сфере человеческих отношений — сфере труда.

В условиях обеспечения законности на практике существует целая система органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства в этой области, обязанности предприятий, учреждений и организаций созданию соответствующих безопасных условий для работников,

Цель этих органов, прежде всего — не допустить нарушений. В этой связи уполномоченные органы участвуют в приемке, сдаче выстроенных зданий и сооружений, требуя устранения в случаях выявления отклонений, теми или иными способами восстанавливают нарушенные права и привлекают виновных к ответственности.

В зависимости от субъектов, осуществляющих надзор и контроль, принято считать, что надзорные функции носят преимущественно властный государственный характер, они осуществляются государственными органами; контроль в большей мере связан с общественными функциями — профсоюзами, хотя законодательство использует термин «контроль» и применительно к государственным органам.

Органы надзора, обладая определенными властными полномочиями, вправе не только проводить соответствующие проверки на поднадзорных и подконтрольных объектах, но и давать администрации юридические обязательные указания об устранении выявленных нарушений или воздержании от принятия тех или иных решений.

244 КЗоТ, перечисляя соответствующие органы надзора и контроля.

1) государственный надзор и контроль на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и подчиненности специально уполномоченные на то государственные органы и инспекции в соответствии с федеральными законами;

Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов о труде осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему нижестоящими прокурорами.

Законодательство. различает следующие формы надзора и контроля: предварительный, текущий и последующий. Цель предварительного состоит в том, чтобы предупредить и не допустить принятия незаконных решений.

Последующий надзор и контроль должны выявить уже допущенные нарушения трудового законодательства и восстановить нарушенные права.

Текущий надзор и контроль обусловлены их повседневностью, в процессе чего могут быть, как предупреждены, так и выявлены уже допущенные нарушения.

Как уже упоминалось, ст. 244 КЗоТ перечисляет специально уполномоченные на то государственные органы и инспекции, не зависящие в своей деятельности от администрации предприятий, учреждений, организаций и их вышестоящих органов.

  • В эту систему входят:
  • — Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) и его органы осуществляют на местах надзор в области безопасности работ в добывающих и перерабатывающих отраслях промышленности, при эксплуатации объектов повышенной опасности, магистральных трубопроводов, при обращении с вредными и опасными веществами, при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом.
  • — Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Гасатомнадзор России) и его органы осуществляют надзор за безопасностью при производстве и использовании атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ изделий на их основе.
  • — Органы Государственного энергетического надзора осуществляют надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок.
  • — Органы Государственного и пожарного надзора, входящие в систему МВД РФ, осуществляют надзор за соблюдением правил и норм, направленных на предотвращение пожаров, обеспечение безопасности людей на случай пожара, обеспечение предприятий средствами противопожарной защиты и пожарной техникой других правил пожарной безопасности.
  • — Федеральный санитарно-эпидемиологический надзор России (Госсанэпиднадзор России) и его органы на местах, Осуществляют надзор за соблюдением гигиенических норм и санитарно-противоэпидемических правил, проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий и мероприятий по предупреждению и ликвидации профессиональных и инфекционных заболеваний проведением мероприятий по гигиеническому воспитанию населения.

Осуществляют надзор и общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда профсоюзы (ст. 244 КЗоТ). Однако переданные в свое время, еще в 1933 г. в связи с ликвидацией наркомата труда, функции надзора и контроля профсоюзам недавно вновь были возвращены государственным органам.

В ст. 1 Указа Президента РФ от 20 июля 1994 г.

Предлагаем ознакомиться:  Если НПФ обанкротится, что будет с накоплениями: порядок действий при ликвидации фонда

, утвердившего Положение о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда РФ (Рострудинспекции), сказано, что Федеральная инспекция труда при Минтруде РФ и подведомственные государственные инспекции труда республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов, районов и городов образуют единую систему надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности.

  1. Основными задачами Рострудинспекции и подведомственной ей государственной инспекции труда являются:
  2. — осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, а также связанного с ним законодательства и нормативно-правовых актов о возмещении вреда, причиненного работнику, социальном страховании, занятости, банкротстве и приватизации предприятий, коллективных договорах и соглашениях
  3. — защита трудовых прав и достижение безопасных условий труда работников, а также защита их от незаконных действий работодателей, должностных лиц и других ответственных работников предприятий, ущемляющих эти права;
  4. — разработка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и иных правовых актов о труде и охране труда;
  5. — обеспечение повышения квалификации работников аппарата Рострудинспекции и государственной инспекции труда.
  6. В соответствии с перечисленными задачами на Рострудинспекцию, государственную инспекцию труда, государственно-правовых инспекторов труда и государственных инспекторов по охране труда возложены специальные функций.
  7. В частности, государственные правовые инспекторы труда и государственные инспекторы по охране труда вправе:
  8. — беспрепятственно посещать предприятия в целях осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда;
  9. — запрашивать и получать от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, предприятий документы, объяснения и иную информацию, необходимую для выполнения надзорных и контрольных функций;
  10. — налагать в установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях порядке штрафы на руководителей, должностных лиц и других ответственных работников предприятий, виновных в нарушении законов и иных нормативных актов о труде и охране труда;
  11. — предъявлять работодателям, должностным лицам и другим ответственным работникам предприятий для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов труде и охране труда, о привлечении виновных и этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их от должности в установленном порядке.
  12. Государственным инспекторам по охране труда предоставлено право: приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений законодательных и иных нормативных актов об охране труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений, отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда.

Надзор и контроль за соблюдением правил охраны труда. Ответственность за нарушение законодательства

Кроме перечисленных задач и упомянутых функций за соблюдением законодательства о труде осуществляется и общественный контроль. Эти функции, как уже отмечалось, в соответствии со ст. 248 КЗоТ выполняют профсоюзы.

Основы законодательства об охране труда изменили формы осуществления этого контроля. 8 апреля 1994 г. Министерство труда РФ в соответствии со ст. 25 Основ разработал и утвердил Рекомендации по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива.

Уполномоченный наделяется значительными правами.

Выборы уполномоченных проводятся на общем собрании трудового коллектива на срок не менее двух лет. Они должны периодически отчитываться на общем собрании перед коллективом и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий, если не выполняют своих функций.

Организация выборов возлагается на профсоюзы или иные уполномоченные работниками представительные органы.

Если на предприятии несколько профсоюзов или представительных органов, каждому из них предоставлено право выдвигать своих кандидатов на выборы уполномоченных по охране труда.

Любое виновное нарушение трудовых прав и обязанностей должно влечь за собой юридическую ответственность.

В особое положение здесь поставлены должностные лица: имея больший объем прав, будучи ответственными за организацию трудового процесса, они должны обеспечить нормальные и безопасные условия труда и в случае нарушений отвечать не в меньшей степени, а в большей степени, чем другие работники.

249 КЗоТ предусматривает ответственность должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о труде и правил по охране труда, в невыполнении обязательств по коллективным договорам и соглашениям или в воспрепятствовании деятельности профессиональных союзов. Эта ответственность может быть дисциплинарной, административной и уголовной. Это не означает, что за нарушение наступает ответственность всех трех видов одновременно.

Трудовая дисциплина, как известно, может быть объектом различных правонарушений. Но это не означает, будто объект всех этих правонарушений одинаков. Признание одного и того же объекта для многих правонарушений стирало бы грань между ними.

Так, уголовная ответственность за преступление против трудовых прав граждан предусмотрена статьями УК России: ст. 137-за нарушение законных прав профсоюзов; ст. 138-за отказ в приеме на работу или увольнение беременной женщины или кормящей матери; ст. 139- за преследование граждан за критику; ст. 140- за нарушение правил охраны труда.

Уголовная ответственность также установлена за нарушение правил безопасности горных, строительных работ, на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах. Эта ответственность наступает, если нарушения повлекли или могли повлечь за собой тяжкие последствия.

За нарушения санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм могут применяться административно-правовые санкции (ст. 42 Кодекса РСФСР административных правонарушениях). Кроме того, нарушение должностными лицами законодательства о труде и правил по охране труда (ст.

41 Кодекса), мелкое хищение государственного или общественного имущества (ст. 49 Кодекса), нарушение правил эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств (ст.

60) выпуск в эксплуатацию транспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах (ст. 80 Кодекса).

И наконец, должностные лица, представляющие работодателя и уклоняющиеся от участия в переговорах по коллективному договору или виновные в нарушении и невыполнении обязательств по коллективному договору или соглашению, также несут административную ответственность.

Лица, виновные в непредставлении информации, необходимой для коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора или соглашений, несут либо административную, либо дисциплинарную ответственность.

Увольнение возможно при систематическом нарушении должностным лицом своих обязанностей, а также и в случае однократного, но грубого нарушения, допущенного руководителем предприятия, учреждения, организации (или его обособленного подразделения) или его заместителем (по п. 1 ст. 254 КЗоТ).

Руководящие работники предприятия, виновные в нарушение законодательства о труде, невыполнении обязательств по коллективному договору, проявляющие бюрократизм, волокиту, могут быть уволены по требованию профсоюзного органа (не ниже районного) по ст. 37 КЗоТ.

Если в результате допущенного правонарушения причиняется еще и материальный ущерб, виновная сторона привлекается и к материальной ответственности. Вид ее и пределы определяются общими нормами трудового законодательства о материальной ответственности

Тема 3

Оцените статью
Помощь юриста
Добавить комментарий

Adblock detector