Хозяйственное ведение: особенности права хозяйственного ведения, имущественный учет, договор, регистрация

Субъекты отношений

Субъектами права хозяйственного ведения могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия.

Субъектами отношений в данном случае могут выступать исключительно унитарные предприятия, принадлежащие федеральным (ГУП) или муниципальным (МУП) властям – с одной стороны, и собственно муниципалитет или государство – с другой. К хозяйственному ведению не допускаются никакие организации с частной формой собственности, или индивидуальные предприниматели. Унитарными являются организации, имущество которых не подлежит какому-либо разделу – по акциям, паям или долям.

Согласно закону, собственник передаваемого в управление имущества, — государство или муниципалитет, — имеет право:

  • Самостоятельно создавать управляющие унитарные организации, реорганизовывать и ликвидировать их.
  • Назначать руководителей, работников бухгалтерии и прочих ответственных лиц, а также расторгать трудовой контракт с ними.
  • Утверждать устав внутренней и внешней деятельности создаваемого унитарного предприятия.
  • Осуществлять полный надзор за их деятельностью, использованием по назначению и сохранностью переданного имущества.
  • Получать долю от прибыли данной организации. Данная денежная сумма, в установленных собственником размерах, перечисляется хозяйствующим субъектом в федеральный бюджет.
  • Согласование заключения МУП/ГУП договоров по крупным финансовым сделкам.

Хозяйствующий субъект должен использовать полученную в управление собственность согласно установленным в договоре целям. Нецелевое использование её запрещается нормами действующего законодательства. Временный владелец имеет право распоряжаться своей долей прибыли по собственному усмотрению.

Хозяйственное ведение: особенности права хозяйственного ведения, имущественный учет, договор, регистрация

При передаче унитарного предприятия от одной государственной структуры к другой, условия хозяйственного ведения не подлежат изменению. То же самое относится и к случаям, когда к новому владельцу переходит имущественный комплекс, ранее взятый организацией во владение — статус и права ведения остаются неизменными.

Объекты права

Объектами этих прав являются имущественные комплексы, закрепленные на балансе соответствующих юридических лиц (и в то же время остающиеся объектами права собственности их учредителей).

Законом устанавливается положение, в соответствии с которым результаты хозяйственного использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или в оперативном управлении, в виде плодов, продукции и доходов, включая имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договорам или иным основаниям, поступают соответственно в хозяйственное ведение или в оперативное управление предприятия или учреждения (п.2 ст.299 ГК РФ).

Таким образом, унитарное предприятие или учреждение ни при каких условиях не может стать субъектом права собственности, так как все это имущество становится объектом права собственности учредителя.

Прекращение вещных прав происходит по общим основаниям прекращения соответствующих правоотношений, в том числе и по основаниям прекращения права собственности.

 Порядок реализации прав собственника

 Имущество таких предприятий является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

Имущество, переданное предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из зоны фактического пользования собственника — учредителя и зачисляется на баланс предприятия.

В связи с этим собственник уже не может непосредственно владеть и пользоваться этим имуществом.

Основные положения

 Порядок реализации перечисленных прав определен в ряде правовых актов.

— утверждение устава предприятия;

— назначение на должность руководителя предприятия;

— заключение, изменение и прекращение трудового договора с руководителем предприятия;

— согласование приема на работу главного бухгалтера предприятия, заключение, изменение и прекращение трудового договора с ним;

— утверждение программы деятельности предприятия, определение подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли предприятия;

— согласование создания филиалов и представительств;

Статус имущества

— согласование сделок, связанных с распоряжением вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ или товариществ, а также принадлежащими предприятию акциями;

— согласование совершения крупных сделок, а также сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, осуществлением заимствований;

— утверждение бухгалтерской отчетности и отчетов руководителя предприятия;

— согласование решения об участии предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях.

— принимает решение о создании унитарного предприятия;

— определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

— определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;

— утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции;

— принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;

Предлагаем ознакомиться:  Налоговый вычет при покупке машины: положен ли возврат 13 процентов за автомобиль

— формирует уставный фонд муниципального предприятия;

— назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;

— согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;

— утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;

— дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок;

— осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;

— утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;

— дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;

— дает согласие на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах;

— дает согласие в случаях, предусмотренных Законом об унитарных предприятиях, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, а также иных сделок;

— принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг. Согласно статье 26 Закона об унитарных предприятиях бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором;

— имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством Российской Федерации.

Переход права собственности на государственное или муниципальное предприятие к другому собственнику

Юридические аспекты

В свою очередь государственное и муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника продавать недвижимое имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ и иным способом распоряжаться этим имуществом.

Кроме этого, государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.

Таким образом, лицо, получившее имущество в хозяйственное ведение вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать это имущество   в аренду, отдавать его в залог, вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом, совершать  сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества только при наличии согласия собственника.

Наряду с этим, денежные средства и остальное имущество при отсутствии ограничения прав унитарного предприятия могут использоваться данными предприятиями по своему усмотрению.

Так,  государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными нормативными правовыми актами (абз. 2 п. 2 ст. 295 ГК).

Следует иметь в виду, что при переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения  на принадлежащее ему имущество.

Утвержденопостановлением администрацииМожайского муниципального районаМосковской областиот 31 июля 2014 года N 1802-П

Бланк учреждения

(обязательно должны быть указаны реквизиты, адрес местонахождения

и контактные телефоны)

Главе Можайского муниципального района

Московской области

____________________________________

Прошу закрепить на праве оперативного управления за (наименование

учреждения) сроком на 5 (пять) лет муниципальное имущество согласно

прилагаемым перечням (прилагаются).

1. Перечень недвижимого имущества.

2. Перечень особо ценного движимого имущества (для бюджетных и

автономных учреждений).

3. Перечень иного движимого имущества.

Директор (заведующий) _______________/_______________

Главный бухгалтер ___________________/_______________

Курирующий заместитель главы администрации

Можайского муниципального района

Дата, подпись, расшифровка

Приложения N 1, 2, 3к заявлению учрежденияот ___________ N _______

Перечень особо ценного движимого имущества

Перечень движимого имущества

N п/п

Инвентарный номер

Наименование имущества

Адрес (местоположение) имущества

Количество

Балансовая стоимость

Бланк предприятия

Московской области

______________________________________

Прошу закрепить на праве хозяйственного ведения за (наименование

предприятия) сроком на 5 (пять) лет муниципальное имущество согласно

2. Перечень иного движимого имущества.

Приложения N 1, 2к заявлению предприятияот ___________ N ______

Режим целевого использования имущества

Законодательство предусматривает режим целевого использования имущества, находящегося в распоряжении государственных и унитарных предприятий.

Движимым имуществом и готовой продукцией предприятие распоряжается самостоятельно, недвижимостью — только с согласия собственника.

Собственник не вправе изъять имущество у предприятия, он не несет ответственности по его долгам (за исключением случая признания унитарного предприятия банкротом).

Основные положения

По своей форме хозяйственное ведение является разновидностью владения не принадлежащей распорядителю собственностью. Данная процедура предполагает передачу собственником своего имущества в ограниченное управление стороннему лицу. Ограничения устанавливаются в соответствии с нормами действующего законодательства. При этом оно исключается из фактического владения собственника и ставится на баланс нового владельца.

Главное отличие хозяйствующего субъекта от оперативных управителей собственностью (арендаторов) заключается в разных правовых статусах. Такие субъекты наделены особыми правами и обязанностями в отношении находящегося в их временном владении имущества. Так, к нему применяются положения вещного права, где он выступает отдельным лицом.

Предлагаем ознакомиться:  Как покупать новостройку у Застройщика, документы для покупки квартиры в новостройке

Статус имущества

Объектом права при хозяйственном ведении является имущественная собственность, закреплённая на балансе предприятий, участвующих в процедуре передачи. Её собственником является либо непосредственно государство, либо муниципалитет. Переданная в управление предприятию собственность юридически отделяется от прочего имущества данных организаций, и становится отдельной базой, на которую распространяется ответственность предприятия.

Статья №295 ГКРФ регламентирует права и обязанности сторон в отношении передаваемого во владение имущества. Так, новый владелец не имеет права производить с ним следующие действия:

  • Продавать третьим лицам.
  • Сдавать в аренду.
  • Предоставлять в залог.
  • Вносить в виде имущественного пая или вклада при создании долевых товариществ или обществ.

Собственник не может в одностороннем порядке изымать переданное МУП имущество, даже в качестве наказания за нарушение некоторых статей договора. Он также не может самостоятельно распоряжаться данной собственностью без согласия хозяйствующей организации – передавать её в аренду третьему лицу или продавать её.

Юридические аспекты

Гражданское законодательство не прописывает необходимость заключать договора о передаче имущественных комплексов в хозяйственное ведение. На деле данный договор часто заключается по личной инициативе правовых субъектов. В нём оговариваются цели и сфера деятельности унитарной организации, перечень передаваемого ему имущества, права и обязанности обеих сторон, прочие нюансы взаимоотношений.

Данная форма владения и распоряжения собственностью настолько специфична, что при заключении договоров требует особой, высококвалифицированной юридической помощи. Порядок регистрации МУП и ГУП чётко прописан нормативно-правовыми актами российского законодательства. В связи с этим, любые отступления от норм могут служить причиной признания договора недействительным.

Также нередки случаи предъявления претензий к хозяйствующим субъектам со стороны собственников имущественных комплексов по поводу их нецелевого использования. В этих случаях наилучшим выходом для руководителей МУП/ГУП является обращение за правовой поддержкой к квалифицированным юристам.

ДОГОВОР о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения N ____-ХВ

— заявления о закреплении муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности Можайского муниципального района, за казенным, бюджетным или автономным учреждениями Можайского муниципального района на праве оперативного управления (приложение N 1);

— заявления о закреплении муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности Можайского муниципального района, за муниципальным унитарным предприятием Можайского муниципального района на праве хозяйственного ведения (приложение N 2);

— договора о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления (приложение N 3);

— договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения 012 (приложение N 4).

2.1. При заключении договоров, указанных в пункте 1 настоящего постановления, руководствоваться прилагаемыми типовыми формами.

2.2. Привести в соответствие с настоящим постановлением заключенные (действующие) договоры.

3. Определить, что обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома возлагается на казенные, бюджетные, автономные учреждения и унитарные предприятия Можайского муниципального района Московской области в отношении закрепленного имущества, находящегося в многоквартирных жилых домах, с 01.05.2014.

4. Настоящее постановление разместить на официальном сайте администрации Можайского муниципального района в сети Интернет и опубликовать в газете «Новая жизнь».

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Можайского муниципального района Кородченкова Р.Н.

Глава Можайскогомуниципального районаА.В. Черный

Бланк учреждения

Московской области

Бланк предприятия

Московской области

Утвержденпостановлением администрацииМожайского муниципального районаМосковской областиот 31 июля 2014 года N 1802-П

г. Можайск Московской области «___» ___________ 2014 года

Комитет по управлению имуществом администрации Можайского

муниципального района, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) ___,

внесенный в Единый государственный реестр юридических лиц за основным

государственным регистрационным номером (ОГРН) ____________________________

(дата и место

________________________________________, действующий от имени собственника

государственной регистрации)

— муниципального образования Можайский муниципальный район Московской

области, именуемый в дальнейшем «Комитет», в лице председателя ___________,

действующего на основании Положения о Комитете по управлению имуществом

администрации Можайского муниципального района Московской области,

утвержденного решением Совета депутатов Можайского муниципального района от

_____._______._________ N _______________, распоряжения главы/администрации

Можайского муниципального района от ___.___._____ N ______________, с одной

стороны, —

муниципальное учреждение __________, юридический адрес: ______________,

зарегистрировано _____________, за основным государственным регистрационным

номером (ОГРН) ___________, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)

_______, код причины постановки на учет (КПП), в лице директора/заведующего

___________________, действующего _________________, именуемое в дальнейшем

Предлагаем ознакомиться:  Как делится имущество после смерти родителей

«Учреждение», совместно именуемые «Стороны», заключили настоящий договор о

закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления от

1. Предмет Договора

1.1. Комитет закрепляет за Учреждением на праве оперативного управления недвижимое и движимое имущество, находящееся в муниципальной собственности Можайского муниципального района (далее — Имущество).

Перечень закрепляемого за Учреждением недвижимого имущества указан в приложении N 1, прилагаемом к Договору и являющемся его неотъемлемой частью.

Перечень закрепляемого за Учреждением особо ценного движимого имущества указан в приложении N 2, прилагаемом к Договору и являющемся его неотъемлемой частью.

Перечень закрепляемого за Учреждением иного движимого имущества указан в приложении N 3, прилагаемом к Договору и являющемся его неотъемлемой частью.

1.2. Имущество, закрепляемое за Учреждением на праве оперативного управления, отражается на балансе Учреждения в соответствии с действующим законодательством и установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

1.3. Действие Договора распространяется на Имущество, созданное и (или) приобретенное Учреждением в результате его деятельности и отраженное на балансе Учреждения.

2.1. Договор заключается сроком на пять лет с ______ по ______.

2.2. Договор вступает в силу с даты его государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если иное не предусмотрено законом и (или) иными правовыми актами или решениями собственника.

2.3. Право оперативного управления возникает у Учреждения с момента передачи Имущества в соответствии с разделом 3 Договора, если иное не предусмотрено действующим законодательством.

2.4. Плоды, продукция и доходы от использования Имущества, находящегося в оперативном управлении Учреждения, а также Имущество, приобретенное Учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление Учреждения в порядке, установленном действующим законодательством и муниципальными правовыми актами Можайского муниципального района.

3.1. Учреждение обязано принять, а Комитет передать Учреждению указанное в пункте 1.1 Договора Имущество в оперативное управление. Прием-передача Имущества осуществляется по акту приема-передачи, являющемуся приложением N 4 к Договору.

3.2. В случае принятия собственником решения о закреплении за Учреждением в оперативное управление движимого имущества, не указанного в пункте 1.1 Договора, движимое имущество считается переданным Учреждению на основании соответствующего распорядительного акта собственника о передаче движимого имущества в оперативное управление со дня утверждения актов приема-передачи движимого имущества с последующим внесением соответствующих изменений или дополнений в Договор.

4.1.1. Беспрепятственно производить периодический осмотр Имущества на предмет соблюдения условий его эксплуатации и использования в соответствии с Договором и действующим законодательством Российской Федерации.

4.1.2. Досрочно расторгнуть Договор в случае принятия собственником решения о сносе Имущества или о его изъятии из оперативного управления.

4.2.1. Передать Учреждению Имущество по акту приема-передачи, а также передать Учреждению необходимую документацию по передаваемому в оперативное управление Имуществу.

4.3.1. Владеть, пользоваться Имуществом, закрепленным на праве оперативного управления, в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации, в соответствии с целями своей деятельности, назначением Имущества и, если иное не предусмотрено законом, распоряжаться этим Имуществом только с согласия собственника.

4.3.2. Учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным Учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого Имущества, а также недвижимым имуществом.

4.3.3. С письменного разрешения собственника производить любые улучшения Имущества, в том числе реконструкцию, переустройство, перепланировку без вреда Имуществу.

4.3.4. Если в соответствии с учредительными документами Учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов Имущество поступают в самостоятельное распоряжение Учреждения и учитываются на его отдельном балансе.

4.3.5. Совершать крупные сделки только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя Учреждения.

4.4.1. Использовать закрепленное на праве оперативного управления Имущество в соответствии с целевым назначением Имущества в соответствии с целями деятельности Учреждения.

Пользоваться закрепленным за ним Имуществом по прямому назначению в соответствии с целями своей деятельности.

4.4.2. Вести балансовый учет закрепленного за Учреждением Имущества в соответствии с действующим законодательством и установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

4.4.3. Соблюдать технические, санитарные, противопожарные и иные требования, предъявляемые при использовании Имущества.

4.4.4. Обеспечивать сохранность Имущества, инженерных коммуникаций и оборудования, нести расходы на их содержание и поддержание в надлежащем состоянии в соответствии с принятыми нормами и правилами эксплуатации, заключив с соответствующими эксплуатирующими организациями договоры по оплате коммунальных, эксплуатационных и иных услуг, необходимых для содержания Имущества и использования его по назначению, на срок, указанный в пункте 2.1 Договора, и нести расходы по указанным договорам.

Оцените статью
Помощь юриста
Добавить комментарий

Adblock detector