Ближайшая уголовная амнистия

Будут ли приняты проекты

Свои догадки и предположения, судя по последним новостям, представители прессы, эксперты и политологи основывают на отсылке к акту государственного гуманизма, имевшему место ровно пять лет назад. В 2015 он отличался некоторыми характерными особенностями:

  • досрочно были освобождены сотни тысяч человек, в число которых вошли и заключенные в СИЗО;
  • инициатором выступил Совет по правам человека при Президенте Российской федерации;
  • было дано моральное обоснование принятому акту – решение государства сделать подарок близким и родственникам заключенных, которые не совершили тяжких преступлений;
  • в акте перечислялись причины, повлиявшие на принятие акта, которые могли бы быть интересны широкой общественности.

Последние новости сообщают об инициативе депутата от фракции ЛДПР, а также от главы Совета по правам человека. Но Сергей Иванов высказался об этом раньше, хотя некоторые источники уверены, что прерогатива в этом вопросе все-таки принадлежит Валерию Фадееву. Концепция по категориям заключенных, кандидатуры которых будут рассматриваться в первую очередь, уже известна.

Состоится ли амнистия в 2020 году? Официальный сайт Госдумы РФ законопроекты об амнистии, находящиеся на рассмотрении нижней палаты законотворческого органа РФ, анонсирует в полном объеме. Искать внесенные документы нужно в разделе «Законотворчество» во вкладке «Проекты постановлений».

Обычно проекты вносятся заранее, примерно за месяц до предполагаемой памятной даты, к которой приурочено освобождение от уголовного наказания. Однако если дата уже миновала, объявления амнистии ждать не стоит. Таким образом, легко определить, какие проекты уже точно не будут приняты. При этом документы, содержащие законодательную инициативу, исходя из практики, могут не рассматриваться и в Госдуме годами.

В настоящее время на рассмотрении Госдумы находится 7 законопроектов об освобождении от уголовного наказания. Однако очевидно, что ни один из них не будет принят. В 2018-2019 году было внесено всего три проекта, первый предполагал объявление амнистии к празднованию дня народного единства в 2018 году (4 ноября), второй — к 25-летию принятия Конституции РФ (12 декабря 2018 года).

В Госдуме с 2016 года находится на рассмотрении законопроект № 29953-7 (дата его следующего рассмотрения не определена), предусматривающий изменения порядка применения условно-досрочного освобождения и применения амнистии.

В том числе он устанавливает, что амнистия не может применяться в отношении лиц, осужденных за следующие преступления:

  • получение или дача взятки, но только в особо крупном размере;
  • преступление против собственности, при условии, что оно совершенно в особо крупном размере и лицами с использованием своего служебного статуса;
  • преступление против правосудия, совершенное лицом с использованием своего служебного статуса (но только, если преступление подпадает под признаки тяжкого или особо тяжкого);
  • легализация денежных средств и имущества, добытых преступным путем, приобретение или сбыт имущества, добытого преступным путем, незаконный экспорт, контрабанда денежных средств, алкоголя и табака (в случае, если преступление подпадает под признаки особо тяжкого);
  • воспрепятствование осуществлению избирательных прав, фальсификация избирательных документов, фальсификация итогов голосования, совершенные лицом с использованием своего служебного положения;
  • особо тяжкие преступление против жизни и здоровья;
  • особо тяжкое преступление против общественной безопасности;
  • тяжкие и особо тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
  • особо тяжкое преступление против основ конституционного строя и безопасности государства;
  • особо тяжкое преступление против мира и безопасности человечества;
  • преступление против половой неприкосновенности и половой свободы личности несовершеннолетнего.

Также в связи с объявлением предложения СПЧ председатель одного из комитетов Госдумы П. Крашенинников озвучил предложение декреминализовать (перенести в КоАП) часть статей, по которым периодически объявляется амнистия в целях совершенствования системы уголовного наказания.

Документ, которым в России объявляется амнистия, называется проект Постановления Государственной думы РФ – именно этот орган в России объявляет амнистию, а решение формирует в виде постановления (для простоты далее в тексте будет использоваться термин «закон»).

Примечательно, что ни один из проектов не является разработкой Совета по правам человека при Президенте РФ (СВЧ), о которой появились новости в конце прошлого года. Новый глава СВЧ утверждал еще в начале года, что проект за авторством Совета рассматривается Правительством и вскоре будет представлен президенту на рассмотрение.

В соответствии с последними новостями такая работа действительно велась, однако автор документа Т.Г. Морщакова в настоящий момент членом Совета не является, в связи с чем неизвестна и судьба проекта. В конце прошлого года сменился глава Совета, и В. Фадеев не поддерживает идею объявления амнистии для участников недавних массовых беспорядков в Москве. Именно этот вопрос стал наиболее спорным при обсуждении новых проектов.

Его автор – депутат от фракции ЛДПР Сергей Иванов. Предлагается полностью освободить от наказания в виде лишения свободы граждан, осужденных впервые за преступления средней и небольшой тяжести при наличии следующих «смягчающих» обстоятельств:

  • участие в боевых действиях;
  • участие в войне в Афганистане;
  • участие в войне в Чечне или в антитеррористических акциях;
  • наличие государственных наград Советского Союза или РФ;
  • несовершеннолетие;
  • наличие статуса «чернобыльца»;
  • беременность, наличие маленьких детей для женщин;
  • воспитание маленьких детей в одиночку для мужчин;
  • достижение «старого» пенсионного возраста;
  • наличие инвалидности;
  • совершение преступления до достижения совершеннолетия при условии назначения наказания не более пяти лет;
  • совершение преступления по неосторожности.
Предлагаем ознакомиться:  Со скольки лет начинается уголовная ответственность несовершеннолетних

Также предлагается прекратить уголовное преследование в отношении лиц, подпадающих под вышеуказанные признаки, при определенных условиях сократить неотбытую часть наказания, снять судимость (в основном это те же обстоятельства, которые и приведены ранее). При этом традиционно не распространяется амнистия на граждан, совершивших тяжкие преступления.

Автор этого документа – Депутат Государственной думы Совета Федерации С.А. Шаргунов. Положения его проекта практически повторяют текст проекта №880791-7. Однако есть значительное отличие. В документе Шаргунова упомянуты в числе статей, по которым документ предусматривает прекращение уголовного преследования, следующие статьи Уголовного кодекса РФ:

  • 212 часть 3 – призывы к организации и осуществлению массовых беспорядков;
  • 212 часть 4 – прохождение обучения заведомо в целях массовых беспорядков;
  • 212.1 – неоднократное нарушение порядка и процедуры проведения митинга, шествия, пикета и т.д.

Как относится Владимир Путин к рассмотренным в статье проектам, пока ни он сам, ни его пресс-секретарь не сообщали.

Скорее всего, ни тот, ни другой проект не будут одобрены Госдумой. Во-первых, они внесены субъектами, которые обычно этими документами не занимаются, во-вторых, обычно проекты амнистии появляются гораздо позже, ближе к 9 мая и рассматриваются ГД в течение одного-двух десятков дней.

Источник

Что известно достоверно

Последние новости в средствах массовой информации уже довольно давно муссируют возможность проведения глобальной амнистии к 75-летнему юбилею Великой Победы. На такое предположение натолкнула другая амнистия, проведенная в 2015 году к 70-летнему юбилею.

Сообщалось, что в мае 2020 года в России может быть проведена амнистия по уголовным делам, по сложившейся традиции приуроченная к юбилейной дате.

Некоторые источники скептически отнеслись к такому предположению, вспомнив о якобы планировавшейся по предположениям общественности амнистии, приуроченной к 25-летию Конституции России.

Ближайшая уголовная амнистия

Интересно! Что ожидает пенсионеров в 2020 году

Вот что известно по этому поводу сейчас:

  1. Первые предложения по инициации акта гуманности и милосердия, приуроченного к знаковому юбилею, были озвучены еще в апреле 2019 года. Такое решение принял Президиум Совета по правам человека по предложению Президента РФ, после чего подготовка проекта была поручена двум постоянным комиссиям, работающим при Совете по правам человека.
  2. Затем Павел Крашенинников, председатель комитета ГД России по государственному строительству и законодательству, в интервью периодическому изданию, выразил готовность членов вышеупомянутого Комитета ГД, рассмотреть представленный проект об амнистии 2020 года по уголовным делам, в случае, если она будет в достаточной мере мотивирована и проработана.
  3. Комитет ГД выразил готовность присоединения к работе по подготовке проекта, если будет необходимо рассмотрение взвешенных и продуманных предложений в 2020 году.
  4. Последние новости сообщают о существовании двух альтернативных вариантов проведения гуманного акта. Как сообщил Председатель Совета по правам человека, в настоящий момент ведется их всестороннее обсуждение. И только после выработки оптимального варианта состоится его передача на рассмотрение Президенту Российской Федерации.

Есть в последних новостях предположения о том, что оба проекта предусматривают проведение амнистии 2020 года только по уголовным делам. Это базируется на ожидании реформирования Административного кодекса РФ: нельзя планировать амнистию по административным делам.

Есть и другие предположения – что коснется она только тех заключенных, у которых срок приговора не более 5 лет. В любом случае, в 2020 году есть основания для надежды на частичное освобождении от наказания заключенным и их родственниками и семьям.

Интересно! Сумма материнского капитала в 2020 году за первого ребенка

Планы проведения акта милосердия

Последние новости из Государственной Думы появились после окончания новогодних каникул. Уже 18 декабря стало известно о намерении законодателей составить и принять постановление об амнистии в 2020 году, приуроченной к важной для российского общества дате – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Любая амнистия представляет собой акт массового милосердия государства, которое проявляется по отношению к преступникам с небольшими провинностями перед обществом. Обычно речь идет о лицах определенного возраста, совершивших нетяжкие  правонарушения первый раз и, соответственно, имеющих непродолжительный срок тюремного заключения.

Амнистия проводится преимущественно для лиц, которые уже находятся в местах отбывания наказания, то есть за преступления, совершенные ранее того, как будет принято постановление и оно вступит в действие. Помилование может применяться к одному человеку, а массовый акт гуманизма в России проводится по уголовным делам и по случаю торжественной даты.

Однако известно, что аналогичный проект амнистии к 25-летию Конституции РФ так и не был передан Президентом РФ на рассмотрение Госдумы. Политологи предположили, что такое решение было вызвано желанием избежать обвинений в спекуляциях для поднятия рейтинга в год выборов.

Эксперты уверены, что акт об амнистии в России по уголовным делам будет принят не ранее апреля 2020 года.

Интересно! Изменения и новые критерии инвалидности в 2020 году

По каким статьям не будет амнистии

В этом отношении да проекта практически повторяют друг друга, так как данные положения традиционны для всех предложений об амнистии и прописаны в УК РФ. В любом случае ее стоит ожидать освобождения от наказания полностью или частично осужденным за убийства и другие тяжкие преступления, рецидивистам.

Ранее бизнес-омбудсмен Борис Титов высказывал намерение внести предложение о включении в перечень амнистируемых статей «экономические» для предпринимателей, осужденных впервые, так как эти преступления не насильственные. В проекте Шаргунова упомянуты некоторые из этих норм (мелкое хищение, мошенничество).

Предлагаем ознакомиться:  Образец договора дарения денежных средств между родственниками

В ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов, руководствуясь принципом гуманизма, в соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

  1. Освободить от наказания впервые осужденных к лишению свободы за умышленные преступления небольшой и средней тяжести: 1) лиц, принимавших участие в боевых действиях по защите Отечества, и приравненных к ним лиц;2) лиц, выполнявших воинский либо служебный долг в Афганистане или других государствах, где велись боевые действия;

    3) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также иных организаций, участвовавших в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона;

    4) лиц, награжденных государственными наградами СССР и (или) Российской Федерации;

    5) несовершеннолетних;

    6) лиц, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие этой катастрофы либо вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;

    7) женщин, имеющих несовершеннолетних детей и (или) детей-инвалидов, беременных женщин, за исключением совершивших преступление в отношении несовершеннолетних;

    8) одиноких мужчин, имеющих несовершеннолетних детей и (или) детей-инвалидов, за исключением совершивших преступление в отношении несовершеннолетних;

    9) мужчин старше 55 лет и женщин старше 50 лет;

    10) инвалидов I или II группы, а также больных активной формой туберкулеза, отнесенных в установленном порядке к I или II группе диспансерного учета, и больных онкологическими заболеваниями III или IV клинической группы.

  2. Освободить от наказания осужденных к лишению свободы на срок до пяти лет включительно за умышленные преступления, совершенные в возрасте до 18 лет, ранее не отбывавших лишение свободы и не подпадающих под действие пункта 1 настоящего Постановления.
  3. Освободить от наказания осужденных к лишению свободы на срок до пяти лет включительно, совершивших преступления по неосторожности.
  4. Освободить от наказания условно осужденных, осужденных, которым до дня вступления в силу настоящего Постановления неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания или отбывание наказания которым отсрочено, а также осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.
  5. Освободить от наказания в виде лишения свободы осужденных, неотбытая часть наказания которых на день окончания исполнения настоящего Постановления составляет менее одного года.
  6. Прекратить находящиеся в производстве органов дознания, органов предварительного следствия и судов уголовные дела о преступлениях, совершенных до дня вступления в силу настоящего Постановления: 1) в отношении лиц, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, подозреваемых и обвиняемых в совершении умышленных преступлений небольшой и средней тяжести;2) в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений по неосторожности, за которые предусмотрено максимальное наказание, не превышающее пяти лет лишения свободы;

    3) в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, за которые не предусмотрено наказание, связанное с лишением свободы.

  7. По уголовным делам об умышленных преступлениях, за которые предусмотрено наказание свыше пяти лет лишения свободы и которые совершены до дня вступления в силу настоящего Постановления лицами, не достигшими на момент совершения преступления возраста 18 лет, ранее не отбывавшими лишение свободы и не подпадающими под действие пункта 1 настоящего Постановления, суд, если признает необходимым назначить наказание до пяти лет лишения свободы включительно, освобождает указанных лиц от наказания.
  8. По уголовным делам о преступлениях, совершенных по неосторожности, за которые предусмотрено наказание свыше пяти лет лишения свободы и которые совершены до дня вступления в силу настоящего Постановления лицами, не достигшими на момент совершения преступления возраста 18 лет, ранее не отбывавшими лишение свободы и не подпадающими под действие пункта 1 настоящего Постановления, суд, если признает необходимым назначить наказание до пяти лет лишения свободы включительно, освобождает указанных лиц от наказания.
  9. По уголовным делам о преступлениях, которые совершены до дня вступления в силу настоящего Постановления, суд, если признает необходимым назначить лицам наказание условно, назначить наказание, не связанное с лишением свободы, либо применить отсрочку отбывания наказания, освобождает указанных лиц от наказания.
  10. Сократить неотбытую часть наказания:1) лицам, указанным в подпунктах 1-10 пункта 1 настоящего Постановления, осужденным к лишению свободы на срок свыше пяти лет за умышленные преступления – на одну треть, осужденным к лишению свободы на срок свыше десяти лет за умышленные преступления – на одну четверть;2) осужденным к лишению свободы на срок свыше пяти лет за преступления, совершенные по неосторожности – на одну треть.
  11. Освободить осужденных, подпадающих под действие пунктов 1-4 настоящего Постановления, от дополнительных видов наказаний, не исполненных на день вступления в силу настоящего Постановления, за исключением дополнительного наказания в виде лишения права управлять транспортным средством.
  12. Снять судимость с лиц, освобожденных от наказания на основании пунктов 1 – 4 и 7 – 9 настоящего Постановления.
  13. Не распространять действие настоящего Постановления:1) на осужденных, совершивших преступления, предусмотренные статьями 64, 65, 66 и 67, частями первой и второй статьи 67.2, статьями 69, 70.1, 71, 72, 74, 77, 77.1, 77.2, 78, 79, 86, 87, 102, 103, 108, 117, 121, 125.1, 125.2 и 126.1, частью третьей статьи 144, частями второй и третьей статьи 145, статьей 146, частями второй и третьей статьи 147, статьей 147 , частями третьей, четвертой и пятой статьи 148, частями третьей и четвертой статьи 148.1, статьей 173, частью второй статьи 176, статьей 176.2, частью второй статьи 180, статьями 188, 191.2 и 191.5, частью третьей статьи 206, статьями 2132 и 2133, частью первой статьи 218, статьей 218.1, частями первой и второй статьи 224, статьей 224.1, частью второй статьи 224.2, частью второй статьи 225, частью второй статьи 225.1, статьей 226.1, пунктами «б» и «в» статьи 240, статьей 242, пунктом «в» статьи 244, пунктами «б» и «в» статьи 260 Уголовного кодекса РСФСР;2) на осужденных, совершивших преступления, предусмотренные статьями 105 и 111, частью второй статьи 117, частью третьей статьи 122, статьей 126, частью третьей статьи 127, статьями 127.1 и 127.2, частью второй статьи 128, статьями 131, 132, 133, 134 и 135, частями второй, третьей и четвертой статьи 150, частью третьей статьи 151, частями третьей и четвертой статьи 158, частями третьей и четвертой статьи 159, частями третьей и четвертой статьи 159.1, частью четвертой статьи 159.2, частями третьей и четвертой статьи 159.3, частями третьей и четвертой статьи 159.5, частями третьей и четвертой статьи 159.6, частями третьей и четвертой статьи 160, частями второй и третьей статьи 161, статьей 162, частями второй и третьей статьи 163, статьей 164, частями третьей и четвертой статьи 166, статьями 169, 170, 170.1, 171, 171.1, частью второй статьи 172, статьями 173.1, 173.2, частями второй, третьей и четвертой статьи 174, частями третьей и четвертой статьи 174.1, частью третьей статьи 175, статьями 176, 177, частью третьей статьи 178, частью второй статьи 179, статьями 180, 181, частью четвертой статьи 183, статьями 184, 185, 185.1, 185.2, 185.3, 185.4, 185.5, 185.6, 186, 187, частью третьей статьи 189,статьёй 190, частью второй статьи 191, статьями 192, 193, 193.1,194, 195, 196, 197, 198, частью второй статьи 199, статьями 199.1, 199.2 , 200.1, частью второй статьи 200.4, частями третьей и пятой статьи 200.5, частью второй статьи 201, статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 207, 208, 209, 210 и 211, частями первой, второй и четвертой статьи 212, частями второй и третьей статьи 213, частью второй статьи 214, частями четвертой и пятой статьи 215 частями второй и третьей статьи 221, частями второй и третьей статьи 222, частями второй и третьей статьи 222.1, частями первой, второй и третьей статьи 223, статьями 223.1, 226 и 226.1, частями второй и третьей статьи 227, частями второй и третьей статьи 228, статьей 228.1 частью второй статьи 228.4, статьями 229 и 229.1, частями второй и третьей статьи 230, частью второй статьи 231, статьей 232, частью третьей статьи 234, частью третьей статьи 234.1, частями второй и третьей статьи 238.1, частями второй и третьей статьи 240, статьей 240.1, частями второй и третьей статьи 242, статьями 242.1, 242.2, частью второй статьи 244, частями четвертой, пятой и шестой статьи 264, статьями 275, 276, 277, 278, 279, 281, 282, 282.1, 282.2, частью второй статьи 282.3, частью третьей статьи 285, частями второй и третьей статьи 286, статьями 290, 291, 291.1, 295, 296, 299 и 300, частью третьей статьи 301, частью второй статьи 305, частью третьей статьи 306, частью четвертой статьи 309, статьей 313, частью третьей статьи 314, статьями 317, 318 и 321, частью второй статьи 3221, статьей 329, частью второй статьи 333, частями второй и третьей статьи 335, статьями 353, 354, 3541, 355, 356, 357, 358,359 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации;

    3) на осужденных, признанных в соответствии с Уголовным кодексом РСФСР особо опасными рецидивистами или совершивших преступления при особо опасном рецидиве в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации;

    4) на осужденных, вновь совершивших умышленные преступления в местах лишения свободы;

    5) на лиц, освобождавшихся после 2005 года от наказания в порядке помилования или в соответствии с актами об амнистии и вновь совершивших умышленные преступления;

    6) на осужденных, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания.

  14. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и подлежит исполнению в течение шести месяцев.
Предлагаем ознакомиться:  Как правильно оформить наследство

О каких заключенных идет речь

Ближайшая уголовная амнистия

В первоочередных планах намечены к освобождению люди, принимавшие участие в боевых действиях в России (в Чечне и Северокавказском регионе), выполнявшие интернациональный долг в Афганистане.

К первоочередным кандидатам стандартно относят несовершеннолетних и пожилых, больных и инвалидов, ликвидаторов последствий техногенных катастроф.

Все эти критерии применимы к заключенным, отбывающим срок по уголовным делам небольшой и средней степени тяжести. Лица, совершившие тяжкие преступления, практически не подпадают под амнистию, приуроченную к юбилейной дате, несмотря на все свои прежние заслуги. Исключение из правила могут составлять беременные женщины, лица, достигшие пенсионного или предпенсионного возраста.

Подводя итоги

Сведения о вероятной амнистии 2020 года, приуроченной к 75-летию Великой Победы, пока носят расплывчатый характер, на уровне предположений:

  1. Указ может быть опубликован в апреле текущего года.
  2. Под акт государственного милосердия попадут лица, совершившие преступления небольшой или средней степени тяжести.
  3. Могут быть упомянуты стандартные категории – инвалиды, несовершеннолетние пенсионеры, люди преклонного возраста.
  4. На амнистию могут рассчитывать ветераны и участники боевых действий.
Оцените статью
Помощь юриста
Добавить комментарий

Adblock detector